протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 декабря 2011

Фонограмма


Еф. 6:10-17

10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

 

Лк. 17:12-19

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Жизнь человека и история представляет собой, главным образом, противостояние добра и зла. Добра, которое исходит от Бога, Который не творил зла, а зло исходит из свободной воли человека, избирающего не ходить путями Божиими, а своими путями. И вот это стремление жить для себя, самому определять систему ценностей, оно и становится причиной, в сущности, всего того зла, с которым мы встречаемся в мире. Конечно, можно сказать, что есть болезни, они как-то иначе возникают, это правда. Но, с другой стороны, мы понимаем, что и болезни многие возникают, потому что там присутствует то, что называется человеческий фактор. И загрязнение, и радиация, и злоупотребление спиртным, алкоголем, наркотиками, и так далее.

И вот это противостояние, оно замечательным образом описано в сегодняшнем послании, отрывок из которого читали, послания к Ефесянам апостола Павла. Он говорит прежде всего о том, что “наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его”. Понятно, что сила Бога, сила Христа, Сына Божия, не в физическом насилии, не в военной силе, а сила в правде. И вот когда нам приходится противостоять какому-то очевидному, явному злу, то прежде всего надо как-то внутренне понять, что правы мы. Как бы ни казались мы беспомощными, немощными, слабыми, неавторитетными и так далее, но правы мы. Правда на нашей стороне, потому что мы на стороне Божией правды. И вот это именно и есть та правда, та сила, о которой говорит апостол. “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”. И всеоружие Божие – это именно есть та благодать, о которой Павел позже будет говорить. Но тут есть слова, которые явно нуждаются в комментарии. “Наша брань не против плоти и крови, но против”, и далее сказано, “начальств, властей, мироправителей тьмы века сего”. И может показаться что это действительно гражданские власти, избранные не очень хорошие депутаты, и прочие государственные деятели. Но далее Павел поясняет: “против духов злобы поднебесных”. То есть речь идёт о тех названиях, которые применялись к ангельским чинам, к ангельским иерархиям, а вовсе не избранным депутатам, президентам и так далее. Но понятно, что за действием людей стоят именно вот эти силы, “мироправители тьмы века сего”. И вот им-то христианин и противостоит. Другое дело, что они действительно действуют через конкретных людей. И вот тут очень важно то основное, так сказать, известное правило святоотеческое: ненавидеть грех, но не грешника. Понимая, что грешник является неким орудием, неким сосудом, который вмещает в себя это духовное зло и становится его проводником в этом мире. Поэтому мы должны понимать, что прежде всего противостояние этому духовному злу, этому стремлению ко злу, к разрушению, а не просто против каких-то конкретных людей.

И далее апостол говорит о всеоружии Божием, и далее перечисляет – какие же это оружия. Послание написано из тюрьмы, где его охраняет римский воин, сотник, и видимо, глядя на оружие воина, апостол вот эти метафоры воинских доспехов и приводит здесь в своём послании. Говорит, что “станьте, препоясав чресла ваши истиною”. Подобно тому, как воин препоясывается, чтобы было на чем меч повесить, всякие другие орудия. “И облекитесь в броню праведности”. То есть, когда человек не совершает каких-то грехов, он неуязвим. Напротив, когда человек начинает что-то такое делать недостойное, он становится уязвимым и может стать орудием, мишенью для шантажа и прочих таких действий, против него направленных. “Обувши ноги в готовность благовествовать мир”. Он смотрел на сапоги римского солдата и говорил, что “вот прекрасная метафора для христианской готовности”. Чтобы мы не боялись трудных путей, каменистых, каких-то болотистых, чтобы могли идти и говорить о Евангелии, благовествовать мир. И затем: “а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого”. Щит веры, щит доверия, просить: “Господи, умножь в нас веру”. Если какие-то колебания – не страшиться их, памятуя, что вере противостоит не сомнение, а равнодушие. Сомнения, наоборот, нас побуждают углублять, обдумывать нашу веру, делать её более основательной. И далее: “шлем спасения”, то есть защититься главным образом тем напоминанием, что мы спасены. Господь победил смерть, победил зло на Кресте и это спасение нам даровал. И “меч духовный, который есть Слово Божие”.

Вот обратите внимание на то, что всё, что перечислял апостол Павел перед этим, это были оружия защиты. Единственное оружие нападения, о котором он говорит – меч, но духовный. “Меч духовный, который есть слово Божие”. Вот почему нам так важно вникать в Священное Писание не только Нового, но и Ветхого Завета, чтобы мы действительно были пропитаны им, как пропитаны каким-то прекрасным запахом те или иные вещи. Вот давайте об этом помнить.

И вот сегодняшнее повествование евангельское об исцелении десяти прокажённых нам несёт очень простую и очень важную истину. Иисус исцеляет десять прокажённых и только один настолько радуется этому, настолько он благодарен, что он находит и время, и силы вернуться и, упав в ноги Иисусу, благодарить Его. Благодарность – чрезвычайно важное человеческое свойство, важный поступок, потому что нет ничего хуже неблагодарности, когда человек, или какое общество, или государство, чего-то достигло и совершенно забыло о тех, кто ему в этом помог. Почему это важно? Тем более важно благодарить Бога за всё, что мы имеем прекрасного, потому что сейчас мы имеем прекрасные условия для христианской жизни. Конечно, мы понимаем, что в обществе множество недостатков, но в то же время – когда ещё в России было, чтобы народ был грамотен, мог читать Библию, и чтобы эта Библия была у него. Вот сейчас это есть. Чтобы были открыты храмы, чтобы никакого препятствия для благотворительности, для всего этого. Пожалуйста, всё делайте: переписывайтесь с заключёнными, кормите бездомных, помогайте бедным, одиноким, и так далее, и так далее. Всё это есть, всё это возможно. И вот за это мы призваны благодарить. Не просто проходить мимо этого. Почему это важно? Это важно не для Того, Кто нам даёт эти возможности, это важно для нас. Почему важно для этого самарянина было благодарить Иисуса? Потому что тем самым устанавливается живая связь между нами и источником благодеяния – Богом. Устанавливается эта живая связь, почему Господь и говорит: “Иди, вера твоя спасла тебя”. Ты не просто исцелился от своей болезни, но, поскольку ты вернулся, ты понимаешь источник этого, входишь с Ним в общение, с этим источником, и вот через это ты спасаешься. Вот будем помнить об этом, и помнить всегда о том, что один из самых таких печальных человеческих грехов – это неблагодарность, и всячески всегда помнить об этом, благодарить за всё доброе и хорошее и прекрасное, что мы имеем в жизни.

Аминь.