протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 декабря 2011

Фонограмма


Кол. 3:4-11

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

Лк. 14:16-24

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Вот хорошо знакомая большинству из нас притча, которая обычно называется “о званых на вечерю”, то есть на пир, который устраивает некий богатый, щедрый человек для друзей, для знакомых, для самых разных людей. И посылает, когда уже всё готово, “придите, всё готово, я с радостью жду вас”. И все, как сговорившись, начали отказываться. Каждый находил свою причину, почему не может идти. Один говорил, что купил землю, её посмотреть; другой купил пять пар волов: “хочу скорей посмотреть, как они работают в поле”; третий сказал: “я женился, мне так хорошо, некогда мне ходить куда-то”, и так далее. Такие, вроде, все понятные, объективные человеческие причины. И хозяин дома посылает слугу, чтобы он собрал всех бедных, несчастных, нищих (ну, по-нашему – бомжей) с улицы и пригласил в храм. Пригласил придти к нему на этот пир. И, действительно, этот образ используется ещё Иоанном Златоустом в его потрясающем, замечательном огласительном слове на Пасху, когда он говорит: “придите все, насладитесь пиром веры”. Вот такие чудесные слова.

Когда эта притча читалась нами в советское время, она звучала, скорее, как некое историческое воспоминание, потому что понятно было, что советским людям вот так прийти в церковь было непросто. Во-первых, не везде есть, а где есть – слишком много народу, потому что церквей мало. А ещё если заметят, увидят, узнают – неприятности по работе и так далее, и так далее. Словом, была масса причин, помимо волов, супруг, земли, которую кто-то купил (никто тогда и не покупал никакую землю).

Но вот в наше время эта притча звучит совершенно злободневно и актуально. Действительно, и землю покупают, не волов – машину покупают хорошую, надо её освоить, ну и семья, заботы, прочее, дача, и так далее. Некоторые люди, приходя уже так вот в начале декабря, говорят: “вот Вы знаете, дачный сезон, всё никак не могла прийти”. Хотя лето вроде в августе заканчивается, но всё равно, заботы. И конечно, это печально. Конечно, печально то, что оказывается так, что, по большей части, успешные люди, как бы “элитные” люди, они так к храму относятся, поскольку постольку. Не отвергают, в общем-то, но всё как-то некогда. И поэтому неудивительно, что в храме действительно людей много, испытывающих в чём-то нужду. Или так бывает, что человек потерпит в жизни какую-то неудачу очень крупную: запил сын, ушёл муж и так далее, вот тогда приходит в храм. “Вот что мне делать?”. И хочет, чтобы ему сразу сказали что делать. И когда человеку объясняют, что Вам надо установить отношения с Богом, что Вам надо начать читать Евангелие, познать – каков наш Бог, понять, что это не просто пришёл, кнопочку нажал, и вот, значит, что-то получилось. Вот, мы к Богу пришли, уже за одно за это Он должен нам выйти навстречу и наши проблемы сразу решить.

Когда человеку объясняют, что надо вникать в Евангелие, узнавать нашего Господа, и тогда Господь Сам вложит в ваше сознание что делать, как поступать, как молиться, где находится выход. Вот важно это знать и ценить, потому что в послании, которое сейчас читалось, отрывок к Колоссянам, есть такие замечательные слова: “Облекитесь в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его”. То есть каждый из нас несёт этот удивительный, потрясающий образ Божий. Человек разительно отличается от всех остальных созданных существ. Даже самые близкие к нам человекообразные обезьяны, приматы, которые иногда прям как человек, или собака, как человек прям всё, но понимаешь, что пропасть лежит между нами и ими. Несмотря на то, что я уже говорил, что у нас 98 % генов общие с шимпанзе, одинаковые, вот эти 2 %, они-то и дают это потрясающее отличие. Мы понимаем, что иногда какое-то небольшое отличие даёт качественный скачок, совершенно иной. Вот у нас этот самый качественный скачок и есть, что мы не только можем, так сказать, ловко какие-то делать упражнения всякие, и так далее, но мы узнаём духовный мир. Мы единственные из всех творений, обладаем вот этим образом и подобием Божиим. И поэтому наша цель – стремиться к этому образу максимально подойти. Не так, что “да, где-то там что-то есть, на всякий случай”, или, как некоторые люди говорят, “я вообще-то в Бога не верю, но я – православный”. Ну какой же он православный (правильно прославляет Бога), если он в него не верит? А таких, к сожалению, немало.

Так что поэтому давайте откликаться всем сердцем на эту притчу. Понимать, что наша цель в жизни – это именно узнавать Бога, соединяться с Ним, потому что это – наибольшая радость. Ведь от чего испытывает человек радость? Тогда, когда он встречается с чем-то приятным, замечательным, красивым, открывает какую-то новую, интересную закономерность, если он учёный; созидает какую-то новую конструкцию, если он инженер, архитектор и так далее. Достигает какого-то поставленного успеха, всё получается не просто правильно и доходно, но и красиво. А ведь источник красоты – Сам Господь. И поэтому представляем, насколько справедливы слова людей, которые, пережив клиническую смерть, говорят, что встретились с таким светом, с такой радостью, счастьем, которые ни с чем на земле не сравнить. Потому что они где-то уже перешли ту грань, отделяющую наш материальный мир от мира духовного.

И вот нам важно уже здесь, сейчас начать это узнавание. Понимать, что в этом – цель нашей жизни. И потом, христианство ещё имеет ту замечательную особенность, что оно даёт человеку самое такое реалистическое восприятие мира. Не розовые очки: “ах, как всё хорошо, никакого зла, это всё пустяки”, не наоборот, мрачные очки: “ в мире всё зло” и так далее, а именно вот так, как его видит Бог. И поэтому великое счастье быть христианином и великая наша задача и счастье – облекаться в нового человека, который обновляется в познании, в познании Господа нашего Иисуса Христа, по образу Создавшего нас.

Аминь.