протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 января 2012

Фонограмма


Евр. 11: 9-10, 17-23, 32-40

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

Мф. 1:1-25

1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,– се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день в церковном календаре называется “Неделя перед Рождеством Христовым”. И в этот день положено чтение Евангелия – 1-й главы от Матфея, где идёт перечисление большого количества имён, трудных для произношения, многие из них нам неизвестны и непонятны, и, конечно, невольно возникает вопрос: а почему, зачем, и так далее. Вся эта первая глава разделяется как бы на две половины. В первой идёт вот это родословие, и во второй половине главы уже рассказывается о Рождестве Господа Иисуса Христа.

Евангелист Матфей излагает нам как бы историю спасения, перечисляет праотцев от Авраама до Иосифа, мужа Марии. И говорит о том, что то, что было обещано Аврааму: “в тебе благословятся все племена земные”, вот это осуществилось уже в семье Иосифа, в рождении первенца: Господа Иисуса Христа. И евангелист после перечисления всех этих имён, длинной вереницы, перед нами как бы торжественная процессия, во главе которой идут праотцы: Авраам, Исаак, Иаков, потом многие и многие другие люди, как бы подчёркивая значимость того важного, что совершится. И, наконец, процессию, как это и положено было, замыкает Тот, ради Кого эта процессия вся состоялась. Замыкает Иосиф, муж Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом, то есть Помазанником, то есть Царём. Тот Царь, Который был обещан ещё Давиду, о том, что Царству Его не будет конца. И Он будет в дому Иакова вовеки, то есть в избранном народе Божием, и всех других народов, которые благословятся верою Авраама, и которые войдут в этот новый народ Божий уже не по физическому родству, а по вере, такой же, какой была вера Авраама.

Интересно, что в конце этой цепочки родословия евангелист говорит: “итак от Авраама до Давида четырнадцать родов, от Давида до переселения Вавилонского, то есть Вавилонского плена, четырнадцать родов, и четырнадцать родов от переселения Вавилонского до Христа. То есть три раза по четырнадцать, или шесть раз по семь. Ну, все мы знаем, что семь – это число полноты. Семь лампад горит у престола, семь дней в неделе, и семь – число полноты. То есть шесть раз по семь. И все мы знаем, что, когда мы начинаем читать Библию, мы читаем о шестодневе: шесть дней, в которые Господь творит весь видимый и невидимый мир. И здесь как бы история творения нового мира, того мира, который придёт с Господом Иисусом Христом, тот мир, которому не будет конца. Вот эти тоже шесть дней творения, шесть дней, шесть периодов, по семь родов в каждом, которые приводят человечество к появлению Спасителя, Того Царя, Который будет править вовеки над людьми.

Отрывок из Послания к Евреям рассказывает как бы другую сторону этой же истории, от Авраама. Верою Авраам послушал и пошёл в землю, которую не знал куда идёт. Верою он готов был принести в жертву сына своего Исаака, потому что верил, что (апостол Павел, так сказать, допускает такую свою гипотезу этого таинственного жертвоприношения), Павел допускает, что он верил, что Бог и из мёртвых может воскресить сына его Исаака. Но, так или иначе, перечисляет множество героев веры Ветхого Завета и говорит, что недостанет времени говорить о многих других, которых он упоминает только по именам или только намекает на их истории. И говорит о тех тяжких преследованиях, которые они претерпели, и заканчивает эту повесть словами: “И все сии свидетельствованные в вере (то есть в той вере, которую они имели) не получили обещанного”. То есть Господь не на них только останавливает то обетование, которое Он даёт, обетование Царствия Божия, когда будет праведность во всём, когда люди и животные не будут уничтожать и пожирать друг друга, когда будет какой-то другой мир, по отношению к которому наш видимый мир является ещё неким этапом Божьего творения. И далее слова: “потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства”. Они не без нас. “У Бога все живы” – говорит Сам Господь Иисус. Но Бог как бы создаёт огромный мир, огромное человечество, из Ветхого Завета и Нового Завета. Чтобы не без нас, чтобы вот эта полнота творения каждого человека, а каждый человек – совершенно огромное такое духовное пространство, каждый из нас знает это по своей жизни. По тому сколько мы накапливаем, набираем, знаем, видим, переживаем, и ещё больше, чего мы не могли сделать, по разным причинам, по нашей лености, по внешним обстоятельствам, и так далее. То есть каждый человек несёт в себе этот огромный мир. Насколько же гигантский весь мир, который состоит из миллиардов людей, не только обитающих сейчас, но и в прошлые века. Вот такова громадность творения Божьего. И всё это устремлено к тому царству, которое называется Царством Небесным, духовным продолжением нашего видимого материального мира. Продолжение, которое приходит, начинается уже именно с приходом нового Царя, не того, который правил в это время, царь Ирод, и который, собственно, и не был из рода Давидова. Он не был законным царём, поэтому боялись составлять всякие родословия, как бы не заподозрил Ирод, что кто-то хочет показать в этих родословиях, что он более достоин трона по сравнению с ним, царём, в сущности, ставленником римских завоевателей.

Вот такое сегодня удивительное повествование, открывающее историю и перспективы, в таком богословском, концентрированном таком повествовании. И конечно важно, что это в начале года нам предлагается вот такое слово, с тем, чтобы предстоящий нам год мы жили бы под знаком того будущего Царства, история которого насчитывает много-много веков. И когда правда, истина, претерпевала гонения, и всё это ещё не окончилось, эти трудности ещё идут, продолжаются в разных формах. Но тем самым Церковь нас укрепляет вот этой надеждой. Этой надеждой, которая уже осуществилась в удивительном приходе Сына Божия, Господа Иисуса Христа, Который рождается не просто уже от семени Давидова, но и от Духа Святого. Соединяет в Себе человеческую и божественную природу. Вот это величие творения Божия, которое нам сегодня напоминается, которому вновь наши сердца открываются навстречу, этой великой правде, великой истине. И пусть она светит нам на протяжении всех дней предстоящего года, чтобы никакие политические страсти и прочее не замутняли этого. Конечно, события внешней жизни, политической, важны для каждого из нас. “Блаженны алчущие и жаждущие правды”. Но в то же время они не должны занимать первого места. Первое место будем отдавать Богу, Его спасению, Его любви, делам, к которым Он нас призывает, чтобы мы были Его служителями, Его учениками.

Аминь.