протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 января 2012

Фонограмма


2 Тим., 4, 5-8.

5Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

 

Мк., 1, 1-8.

1Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день в церковном календаре называется “Неделя перед Богоявлением”. То есть воскресный день, предшествующий празднику Богоявления, который мы с вами будем праздновать 18 и 19 января, в среду и четверг на следующей неделе. И так перед каждым Господским праздником. Мы не только отмечаем самый день праздника, читаем соответствующие места из Евангелия, из Посланий апостолов, но отмечается это ещё в субботу и воскресенье перед праздником и ближайшие суббота и воскресенье после праздника. Как бы особое внимание привлекается наше к событию, которое празднует Церковь. И вот это событие, которое называется Богоявление, или, в нашем обиходе – Крещение Господне, то есть крещение омовением, оно действительно стало началом земного служения Господа Иисуса Христа. Конечно, это не значит, что Он перед этим никак не служил, понятно, что всё предшествующее время было подготовкой. Он вёл жизнь простого крестьянина, плотника, ребёнком пас овец, затем, научившись мастерству у Своего приёмного отца Иосифа, работал плотником, то есть тем самым освещал самый простой человеческий труд. И вот, когда исполнилось время, то был дан знак: знак, когда из пустыни пришёл Иоанн, которого назвали Крестителем. Который крестил, то есть омывал народ в водах Иордана. И при этом говорил странные слова: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное”.

И вот с этого начинается Евангелие от Марка. Самое начало его, мы читаем такие слова: “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия”. Очень важные слова! Нетрудно заметить, что именно эта формулировка, которая идёт с первых, наверное, лет существования христианской Церкви (Евангелие от Марка считается самым ранним из всех четырёх евангелий), и именно эти слова, мы видим, были приняты отцами Первого Вселенского Собора. Когда мы говорим: “Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всем и не видимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия”. Точно те слова, которыми Марк начинает своё Евангелие. “Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия”, то есть радостная весть; радостная весть о том, что пришло в мир что-то абсолютно новое. Бог пришёл в мир! Все человеческие учения, которые были перед этим: глубокие, разные, самые чудесные, поверхностные, всё это как бы отставляется и приходит весть от самого Творца мира. И Марк исповедует Его Иисусом Царём! В сущности, мы должны эти слова читать “веруем в единого Иисуса Царя, Сына Божия”. Он – Царь, Царство Которого началось две тысячи лет назад, продолжается и сейчас в сердцах людей, многих и многих миллионов людей, и будет продолжаться, пока продолжается история.

И далее говорится с чего же это началось. Началось с того, что Иоанн Креститель – пустынник, отшельник – приходит по зову Божию на Иордан и призывает народ приготовиться к пришествию таинственного Посланника Божия, о Котором он говорит, что “идёт за мной Тот, Которому я недостоин, наклонившись, развязать ремень Его сапог”. То есть за мной Некто гораздо больший. Народ слушает Иоанна со вниманием, приходит, омывается в водах Иордана в знак покаяния, в знак пересмотра своей жизни, поворота от своей обычной, обыкновенной, повседневной жизни к той жизни, которую нам даёт Господь Иисус Христос.

Нетрудно заметить, что вот это начало Евангелия напоминает то начало, которое тоже читается в Неделю перед Рождеством Христовым. Оно начинается другими словами. Книга родства Иисуса, Сына Давидова, Сына Авраамова. Как бы перечисляется длинный список имён, как бы человеческая сторона этого события. А здесь сразу Марк переходит к самому существу Иисуса Царя, Сына Божия. И проповедь Иоанна говорит об этом приходе и открывает перед нами новый мир, в который мы можем войти только тогда, когда мы не будем жить обычной, порядочной жизнью, “ну как все люди, потихонечку живём, ничего”,– а именно открыть заново своё призвание как людей, как несущих в себе духовное начало, которое радикально отличает нас от всех живых существ. Духовное начало, которое в Библии называется “образ и подобие Божие”, вложенное в каждого из нас. И вот мы призваны, чтобы оно раскрылось в нашей жизни, раскрылось максимально, через подражание Господу Иисусу Христу. Подражание прежде всего в том, что Господь сказал: “Я пришёл, чтобы не Мне служили, но чтобы послужить и отдать жизнь за искупление многих”. Вот так центром жизни становится вот эта идея христианской жизни как служения, не как во служение мне, чтобы было хорошо, удобно, комфортно, интересно и прочее, прочее. Нет! Употребить свою жизнь как служение.

И мы множество видим примеров такого рода в наших последних прославленных святых. Можно вспомнить Войно-Ясенецкого, архиепископа Луку, который с юности имел прекрасный дар художника, ему было очень легко, прекрасно рисовать, хотел стать художником, но это был конец 19-го века, и народнические движения, идеи служения народу и так далее. И вот он понял, что народу гораздо важнее не художники, а врачи, потому что в таком ужасающем состоянии находились эти земские клиники, врачей не хватало. И он как бы отвергает свой интерес, свою, так сказать, способность к этому и становится врачом. Но его умение рисовать, тонко передавать черты того или иного сюжета, они воплотились в блестящие руки хирурга, который делал прекрасные операции. Вот просто пример того, как человек избирает служение. Не своему призванию, не своему вкусу, интересу, и даже способностям, а служение тому, что необходимо в данный момент людям.

И так и в нашей жизни. Мы всегда должны, в семье, на работе, везде должны помнить о том, что мы призваны к служению. Вот это – главная задача каждого христианина. Отделаться от эгоизма, эгоцентризма, и подумать: чем я могу послужить моему ближнему? Об этом просить, это принимать от Господа.

И вот заканчивается этот отрывок словами, которые произносит Иоанн Креститель: “Я крестил, то есть омывал, очищал вас водою, как только образ очищения, а Он (Кто идёт за ним), будет крестить, то есть омывать вас Духом Святым”. Особое действие Божие, которое происходит в сердце у человека, когда он верует в Иисуса Христа, Царя, как Сына Божия. Того, Кто приходит действительно спасти нас от духовной смерти, от самоуничтожения.

И замечательным примером вот этого вхождения в благодать Святого Духа является память, которой сегодня Церковь поминает преподобного Серафима Саровского. Замечательного русского святого, который жил в конце 18-го, начале 19-го века, современник Пушкина, декабристов. Но они, к сожалению, мало что о нём знали, это как бы другой был слой русской жизни. И он открывает совершенно потрясающую весть, которая не только в то время была актуальна, она постоянно актуальна, и была услышана в начале 20-го века, когда в 1903 году он, стараниями будущего митрополита Серафима (Чичагова), по инициативе императора Николая Второго, который настоял на этом, был канонизирован как преподобный, как святой монах нашей Русской Православной Церкви. Потрясающий, удивительный человек, удивительно радостный, именно потому что эта благодать Святого Духа обитала в нём. Потому что он был действительно омыт по-настоящему Святым Духом. Не так, где-то немножечко, так сказать, время от времени, там, 5 минут утром уделить, а по-настоящему посвятил себя этому. И, несмотря на то, что жизнь у него была очень трудной, и разбойники, знаете, нападали на него, изувечили, позвоночник, сломали. И в монастыре его клеветали, как-то относились, это потом уже прославили. А тогда что: масса народу приходит к нему, и никакого толку от них нет, от этих людей, бедняки там сплошные, ничего, так сказать, не жертвуют на монастырь. Ну, бывали иногда богатые, но всё-таки мало. И как-то так к нему относились, скептически. И, тем не менее, это был поразительный человек, который каждого человека встречал: “Христос Воскресе, радость моя”. Такая вот из него исходила радость и любовь, которая преображала, оживотворяла души тех, кто к нему приходил, тысяч и тысяч людей. Вот такой нам прекрасный пример, что же такое Крещение Святым Духом.

Давайте об этом с вами помнить, и в этом году, как бы каждый год в начале года даётся этот нам праздник Богоявления. Этот призыв омыть, очистить себя, чтобы встретить Христа. Каждый год мы восходим по этой, одной и той же спирали, ближе и ближе к Господу, ближе к смыслу и содержанию нашей жизни. Пусть Господь нас благословит, чтобы каждый год был для нас вот этой новой ступенечкой восхождения и нашего духовного возрастания к Господу Нашему.

Аминь.