протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 января 2012

Фонограмма


1 Тим., 4, 9-15.

9Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11Проповедуй сие и учи.

12Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

 

Лк., 19, 1-10.

1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение, когда читается Евангелие о Закхее, отрывок из Евангелия от Луки, является первым воскресным днём, который нас готовит к очень важному периоду в жизни каждого православного христианина. Я имею в виду время Великого поста и встречи Пасхальной радости празднования Воскресения Христова. И Церковь, как мудрая мать, нас готовит к этому времени заранее, чтобы наши сердца расположились, были готовы понести какие-то труды, и в смысле поста, и в смысле посещения храма, богослужений, добрых дел, какой-то внимательности к себе, чтобы мы могли как-то подняться над нашим обычным ритмом жизни, вырваться из него, и чтобы это время Великого поста действительно стало временем нашего очередного восхождения в нашей духовной жизни.

И вот первое евангельское чтение, которое нам предлагается в этом ряду (потом последуют и другие: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, и другие). И первое, нам рассказывают об этом человеке по имени Закхей. Причём имя это – Закхей – означает праведный, справедливый. И каким же ужасным контрастом была к этому имени фактическая его жизнь. Он был сборщиком податей, причём не просто сборщиком, а как бы старшим среди мытарей, то есть людей, собиравших мыто, подать. И служил у оккупационных войск в общем-то, у Рима на службе. И у своего собственного народа собирал эти подати, налоги, ну конечно, видимо, и себя не забывал, был весьма богат. Но в этом человеке, несмотря ни на что, всё-таки жило чувство правды, какое-то желание соответствовать своему имени.

  И вот в каждом человеке это вложено, то, что мы называем совесть, голос совести. Конечно, человек может его заглушать, но всё-таки важно, чтобы она пробуждалась, как бы ни было нам горько от каких-то наших дел, но чтобы мы, действительно, с этими нашими проступками приходили к Богу, а не просто жили как все, “вот там и по телевизору то же самое делают, и там, и у соседки, пятое-десятое, и ничего особенного”. Вот очень важно, чтобы понимали, что нет, важно от этого уходить.

И вот нам даётся эта очень краткая история, но чрезвычайно важная, почему она и избрана в качестве первой, первого чтения в это время приготовления к Великому посту. Вот этот человек по имени Закхей, ему хотелось видеть Иисуса. И вот с этого и начинается, собственно, путь каждого человека: хочется что-то узнать, он начинает понимать, что нет, что-то есть над этим видимым миром, что нам необходимо знать. Не просто так предполагать, что “да, там что-то есть, ну и ладно, а я живу, как жил”, а важно как-то стремиться к этому. Вот Закхей к этому стремился.

Второй путь, второй этап этой истории, что он решился пренебречь всеми условностями, так хотелось увидеть, что он даже забрался на дерево. Человек, который маленький, сказано, ростом был, наверное, так сказать, и полненький, и всё-таки среди народа известный, всем этим пренебрегает и забирается на дерево. Очень часто человеку для того, чтобы придти ко Христу, приходится подняться над тем миром, который его окружает, над этими условностями. Не думать о том, что там скажут другие, его коллеги, родственники, знакомые, и так далее, а что для него вот это всё-таки важнее всего того, чего о нём скажут другие люди. И он поднимается, и действительно видит Господа. А Господь видит его.

Конечно, применительно к нам, многие уже прошли этот этап, но, тем не менее, перед нами всегда остаётся бесконечный вот этот путь, который в апостольском чтении обозначен словами, что “уповаем на Бога живаго, Который хочет всех человек спасти”, всем даровать спасение, спасение от духовной смерти. И вот Господь увидел этого человека и обратился к нему с поразившими его, конечно, словами: “Закхей, сойди скорее, сегодня Мне надо быть у тебя в доме”. Все люди вокруг удивлялись, что Он зашёл в дом к грешному человеку. Этот грешный человек, наверное, больше всех удивился: как такой замечательный проповедник, целитель, вдруг говорит ему, презренному человеку, которого, так сказать, люди стороной обходили, его односельчане, или его земляки, а тут говорит: “Мне надо быть, надо быть Мне у тебя в доме”. И он принял Его с радостью. И когда Господь был у него в доме, вот эта радость так захватила его сердце, что у него именно наступило это состояние раскаяние, покаяния, что: “Господи, если я кого чем обидел, возвращу вчетверо”. И вот это состояние так завладело им, что он действительно не просто каялся, а решил делами, вот этим возвращением, исправить то, что он сделал. “Половину имения отдам нищим”, то есть, не просто кого обидел, а вот даже тем, кого не обижал, всё равно отдам, потому что всё это было неправедно, без этого я могу обойтись. Интересно, что ведь этот евангельский фрагмент читается при освящении домов наших. То есть как бы молитва о том, чтобы мы в доме принимали Христа. И приняв, мы радовались, как и Закхей. И Господь говорит ему: “ныне пришло спасение дому сему, ибо и он сын Авраам есть, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшего”.

Вот замечательное начало для вступления к приготовлению к Великому посту. Что каждому из нас следует действительно вот так увидеть Христа, вот так понять вот это присутствие в нашем доме, в нашем сердце, и, поняв это, что-то сделать такое важное, осознать, в чём неправильность нашей жизни, наших поступков, каких-то привычных, может, вещей. Каких-то вещей, которые ничего особенного не представляют плохого, но как-то они не соединяются с тем, что когда Христос рядом с нами. Пусть Господь благословит всех нас, чтобы это начало, положенное сегодня, оно в нас возрастало, и чтобы мы действительно с должным настроением вошли во время Великого поста.

Аминь.