протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 февраля 2012

Фонограмма


2 Тим., 3, 10-15.

10А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

 

Лк., 18, 10-14.

10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы слышали чтение двух отрывков из Евангелия от Луки. Первое – о мытаре и фарисее, поскольку сегодня уже вторая приготовительная неделя к Великому посту, а второе евангельское чтение относилось к воспоминанию сегодня о новомучениках и исповедниках российских. И мы сегодня после литургии будем молиться о всех пострадавших за веру Христову в годину гонений, и о памяти новомучеников мы скажем уже в конце литургии.

А сейчас вот давайте немного поразмышляем об этой коротенькой притче о мытаре и фарисее. Я думаю, что из всех притч Господа она является самой трогательной и самой, пожалуй, утешительной для каждого из нас. Вот я её очень люблю именно потому, что она как-то поднимает всякого человека. Как бы он не чувствовал себя грешным, недостойным, всё равно Господь говорит что вот, кто это понимает, тот, оказывается, идёт более оправданным, чем человек, который соблюдает все правила, все мельчайшие детали закона, и он оказывается закрыт, недоступен для покаяния.

Вы помните, что в прошлое воскресение читалось Евангелие о мытаре Закхее. Как он влез на дерево, чтобы увидеть Христа, и как Господь пришёл к нему в дом, и он покаялся, сказал: “половину имения отдам нищим, если кого обидел, тем возвращу вчетверо”. И вот такое, как бы впечатление, вот именно этот Закхей и пришёл в храм в Иерусалим, как бы продолжая вот это своё покаяние, продолжая своё обращение. И вспоминается, конечно, сразу несколько таких евангельских направлений. Ну во-первых, то, что мы слышим всегда на литургии: “блаженны плачущие, потому что они утешатся”. Ну, конечно, для слёз могут быть разные причины, но в том числе, и от своих собственных грехов. И они действительно утешатся той благодатью, тем прощением, которое Господь им даёт, потому что они понимают своё недостоинство.

Вспоминается, конечно, и притча о потерянной овце. Когда теряется овца и пастырь оставляет 99 в загоне и идёт искать в горы одну заблудшую. И когда найдёт – радуется о ней более, чем о 99-ти незаблудших. Конечно, кажется так несправдливо, неизвестно почему она заблудилась, куда-нибудь не туда пошла, и вот о ней радуются больше. Но это напоминает ещё другую притчу, о работниках 11-го часа, которые получают ту же награду, как и те, которые работали целый день. И они возмущаются: как же это такое, мы трудились столько, а вот получаем столько же. А вот в этой притче, более того, тот столько трудился и пошёл менее оправданным, даже получает меньше чем тот, кто грешил.

И вот здесь нам важно подумать о том, как Господь более всего обличает в Евангелии что? “Берегитесь закваски фарисейской”. Горе вам, те люди, которые превозносят себя, возлагают бремена неудобоносимые, и прочая-прочая. И нигде не сказано: горе вам, там, воры, и прочее. Конечно: иди и так не делай, вот и всё. А вот горе – это именно людям, которые превозносятся собственной праведностью, они наглухо закрыты для покаяния. А оказывается так, что человек, который даже слаб, немощен, падает, но осознаёт это – Господь это видит, принимает и радуется этому человеку.

И здесь вспоминаются ещё строчки, недавно я прочел, перечитал Грэма Грина “Суть дела”, такая трагическая повесть, наверное, многие её читали. Но замечателен эпиграф к этой книге, из Шарля Пеги, французского мыслителя: “Никто так не познаёт глубину христианства, как грешник. Разве что святой.

Аминь.