протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 февраля 2012

Фонограмма


1 Кор., 6, 12-20.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

 

Лк., 15, 11-32.

11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вот уже третье воскресение Церковь готовит нас ко времени Великого поста. В первое мы слышали Евангелие о Закхее, мытаре, который, чтобы увидеть Господа, влез на дерево, и когда принял Господа, то так был рад, что говорит: “половину имения отдам нищим, если кого чем обидел – воздам вчетверо”. В прошлое воскресение мы читали, размышляли над Евангелием о мытаре и фарисее, когда два человека вошли, один благочестивый, другой грешный, сборщик налогов. Благочестивый говорил: “какой я хороший, не то что вот этот, за мной стоит”. А тот не смел глаза поднять к небу и говорил только: “Боже, будь милостив мне, грешному”. Вот эти противопоставления грешного и праведного, гордого и кающегося. Грешник получает большее прощение. Получил, более оправданным пошёл в дом свой, нежели первый. И вот эта тема противопоставления благочестивой гордыни и кающегося грешника проходит и через следующие евангельские чтения. И в минувшую субботу так же было предложено чтение о том, как богатые фарисеи гордились тем, что их приглашают на всякие пиршества, длинные одежды они носят, и всё прочее, а на глазах у них бедная вдова положила свои последние две монетки. И Господь сказал, что вот она больше всех положила.

Эта тема продолжается и в сегодняшнем евангельском чтении, как бы усиливается вот эта весть о том, что никакой человек не может считать себя недостойным покаяния, недостойным любви Божией. Напротив, сказано что Бог вот этого любит быть может больше того, который не нуждается в том, чтобы принести покаяние. И вся 15-я глава Евангелия от Луки, она содержит в себе три притчи. Такое уже как бы священное правило что-то утверждать троекратно. Троекратно мы отрицаемся от сатаны, когда принимаем крещение, троекратно исповедуем наше сочетание со Христом, и вот здесь евангелист Лука троекратно дает эти притчи о том, как Бог любит приходящего грешника и готов ему всё простить и в самое почётное место его возвести.

Первая притча о потерянной овце. Оставляет 99 и идёт искать одну заблудшую и радуется более, чем о 99-ти незаблудших. Как кажется несправедливо! Есть ещё притча о работниках 11-го часа, мы его будем позже читать, о том, что работали один час, а Господь им дал столько же, сколько тем, которые целый жаркий день трудились в винограднике. Следующая притча Евангелия от Луки, вторая, о том, как потеряла вдова из 10-ти динариев один динарий, и мела пол, и искала, и наконец нашла, побежала к соседкам: “порадуйтесь со мной, я нашла свой потерянный динарий”. И потом уже вот эта замечательная, чудесная, одна, наверное, из самых трогательных притч евангельских – о блудном сыне. Все, конечно, знают замечательное полотно Рембрандта, где этот кающийся сын перед отцом, вот эту пяточку голенькую, и всё, и как он его принимает с радостью. А рядом стоит гордый, благочестивый сын, другой, старший, который смотрит с презрением на этого оборванца.

Но, так или иначе, речь идёт именно об этой любви Бога к каждому человеку, когда он к Нему приходит. И хотя называется эта притча именно “о блудном сыне”, но речь, конечно, идёт не только о нарушении седьмой заповеди, “не прелюбодействуй”, речь идёт вообще об уходе от Бога. И в наше время вот это увлечение: и тарелочки крутят, и спиритические сеансы, реинкарнации, всякие другие учения, и восточные, и пятые-десятые. А вот ещё бы почитали от Иуды Евангелие, найти стремятся, хотя ещё канонические Евангелия не читали. Так или иначе, вот этот уход от евангельской вести – это тоже блудный грех ухода на сторону далече. И когда человек возвращается, Бог бесконечно радуется ему.

Вот такие образы замечательные: вот этот блудный сын оказывается в стране языческой, потому что там свиней пасут, иудеи свиней не разводили. И вот он пасёт свиней, самое последнее унижение, но ведь он и перед этим совершил самый тяжкий грех, сказал отцу – раздели имение. В то время это означало сказать: “Отец, ты ж когда-нибудь умрёшь всё равно. И наследство мне достанется. Предположим, ты уже умер, чего там тянуть время, я уже сейчас хочу всем обладать”. И отец без упрёка разделил имение. И тот оказался в таком страшном положении, все его друзья его бросили, и свиней пасёт, и голодный, хочет эту свиную пищу сам поесть, а ему никто не даёт. И вот тогда он приходит в себя и мечтает вернуться. “Столько наёмников у отца избыточествуют хлебом, а я здесь гладом гиблю”. И готовит речь: “Отче, я согрешил против неба и пред тобой, и недостоин называться сыном твоим, прими как одного наёмника твоего”. И встал, и пошёл. Не просто в сердце своём сказал: “ах, какой я нехороший, как это плохо”, а встал и пошёл. И отец его видит издалека, ждал, ждал его, и бежит навстречу. В то время человеку такому пожилому вообще даже не полагалось быстро ходить. Ходить медленно, достойно в его возрасте, очень важно, а он бежит! Бежит и бросается ему на шею. Сын начинает заготовленную свою речь: “согрешил против неба и пред тобою…”. А отец перебивает и слуге говорит: “принеси первую одежду, самую лучшую”. Как Иосифа, помните, облачал Иаков. “Лучшую одежду принеси и оденем его, потому что сын этот мёртв был и ожил, пропадал и нашёлся”.

И даётся вот этот другой образ (подобно как в прошлое воскресение в притче о мытаре и фарисее), старшего сына, который всегда был с отцом, всё слушался. Приходит к дому, и что-то там ликование, какой-то праздник идёт. Спрашивает слугу: “Что это такое там происходит?”. “А вот брат твой пришёл, и отец устроил праздник, потому что принял здоровым”. И огорчился старший сын, не хотел входить. Отец вышел и его зовёт: “Приди, для всех есть место и для тебя тоже непременно есть место”. А он: “Нет, не пойду. Потому что я столько лет тебе тружусь, работаю, и ты никогда не дал мне и козлёнка повеселиться с друзьями моими, а пришёл тот сын, который пол-имения твоего расточил, разбазарил, и ты заколол ему откормленного телёнка”. И отец просил его, и говорил старший сын его: “вот сын твой пришёл”, другой, даже не “мой брат”. А отец говорил: “Брат твой нашёлся. Вот он умирал и ожил, был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”.

Вот весть о том, как нет никакого греха, который бы нам препятствовал прийти к Богу. Поэтому нас ободряет Церковь перед временем Великого поста, чтобы каждый из нас это осознал. Может, мы не сразу придём к Отцу, не сразу исправимся, но вот это осознал. И конечно, другая весть о том, что нам в нагорной проповеди Господь говорит: “Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен”. То есть бесконечно. Мы никогда не скажем: “ну вот, я теперь наконец хороший и всё в порядке со мной”. Нет! Бесконечное возрастание перед нами. И вот так важно это понимать и относиться не только к этому блудному сыну, понятно, уметь принять не только блудного сына, но и этого его старшего брата. И ему тоже протянуть руку, и от него не быть закрытым. Так что обе эти противоположности Богом принимаются, ибо Отец зовёт и нам завещает то же самое – быть открытыми, милосердными, великодушными к этим обоим полюсам человеческого греха.

Аминь.