протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 февраля 2012

Фонограмма


1 Кор.8,8-9,2

8Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9

1Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

 

Мф.25,31-46

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресенье называется Неделя о Страшном суде, и еще называется Неделя мясопустная, то есть тот день, когда отпускается из нашего рациона мясная пища и начиная уже с завтрашнего дня до 15 апреля мы по церковному уставу мясо вкушать не должны, за исключением, может быть, конечно, людей, у которых какие-то такие бывают болезни, когда это неизбежно. И тропарь сегодняшнего праздника звучит вот так:

"Егда поставятся престолы и отверзутся книги, и Бог на суде сядет,

о кий страх тогда ангелом предстоящим в страхе, и реце огненней влекущей!

Что сотворим тогда во многих грехах повинные человецы?

Егда же услышим зовуща Его,

  благословенныя Отца в Царство, грешныя же отсылающа в муку:

кто потерпит страшнаго онаго изречения?

Но едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет,

покаянием обратив, помилуй мя."

Вот, как всегда в тропаре, излагается суть празднуемого события. И еще следует обратить внимание на то обстоятельство, что предшествующие дни, например предшествующая суббота, как бы уже объединяется и с воскресным наставлением. Вчера в евангельском чтении рассказывались евангелистом Лукой слова Господа о конце истории, и как христиане должны ко всему этому относиться. И говорит Господь:

“Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сыном Человеческим”.

И говорится – чего нельзя делать, что делать не следует. А в сегодняшнем евангельском чтении эта мысль продолжается, и Церковь нам говорит евангельскими словами от Матфея – а что же нужно делать, что ожидает от нас Господь. И, как нередко в Евангелии можно найти тому пример, излагается в одной главе три притчи на эту тему, как, скажем, в Евангелии от Луки было. Там в 15-ой главе излагались наряду с притчей о блудном сыне предшествующие две притчи: о потерянной овце и о потерянной драхме. Насколько она доставляет больше радости, чем те, которые лежат в кошельке. И так же потерянная и найденная овца. И затем – притча о блудном сыне.

И вот так сегодняшнему чтению из 25-ой главы от Матфея ­­– притче о страшном суде – предшествуют другие притчи, тоже очень хорошо знакомые большинству из вас: о десяти девах, мудрых и неразумных, которые не запасли с собой елея, и о талантах, когда двое из рабов на таланты приобрели еще что-то важное для господина своего, а который получил один маленький талант, решил что так мало, лучше его поберечь и отдать то, что было. И Господь говорит ему: “лукавый раб и ленивый”.

И вот, притча о страшном суде. Действительно, нам говорится о том, что же на самом деле ожидает от нас Господь и что является внешним проявлением нашей жизни как его учеников в этом мире. Всё оказывается очень просто: голодного накорми, жаждущего напои, больного посети, раздетого одень, и так далее, и так далее. “Сделали одному из меньших сих братьев Моих – сделали Мне ”. И, напротив, что не сделали – то не сделали для Самого Господа. Вот, яркая такая притча, где даже не говорится об исповедании, даже о вере не говорится, а говорится о плодах, плодах веры. Потому что если будет вера и исповедание, догматически всё в точности, но без плодов вот этих – то всё это окажется только пустым теоретическим грузом. Конечно, это всё нужно, но нужно именно для того, чтобы были вот эти плоды. И, наверное, как страшна судьба тех людей, (наверное, большинство из нас так мало может в жизни повлиять на это, личным таким примером, личным небольшим действием), но тех людей, от которых действительно зависит благополучие людей, от которых зависит наличие рабочих мест, наличие вовремя выдаваемых зарплат и всего прочего. Как страшны слова, когда апостол Иаков обращается к богатым и говорит: “богатство ваше сгнило”, всё это пропадет, потому что это всё “плата, удержанная вами от работников”. Понятно, что большинство из нас не принадлежат, к счастью, к этим правящим кругам, но, тем не менее, это к нам тоже обращается. Обращается с тем, чтобы там, где мы можем, мы помогали. Там, где мы можем – посещали, навещали, переписывались с заключенными, чем-то, чем могли, им помогали, потому что мы это тоже делаем как для Господа.

Давайте об этом помнить, и особенно, конечно, время Великого поста для этого оказывается важным. Пусть Господь нас благословит, дарует нам мудрость, силы. А когда где-то мы не можем помочь, как в большинстве случаев, мы не можем привести бездомного в свой дом, понятно, не сможем понести его, и будет ли для него это спасением, или для нас погибелью? Во всяком случае, как отец Александр Мень мудро говорил, что такие неудачи – для смирения нашего, чтобы мы понимали, что мы можем сделать очень немного. Но вот что мы сможем сделать – вот за это, конечно, Господь с нас будет спрашивать. Поэтому нам так важно видеть то, что мы можем сделать, и это делать.

Аминь.