протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 марта 2012

Фонограмма


Евр., 11, 24-26, 32-12, 2.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми'лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

Ин., 1, 43-51.

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день, первое воскресение Великого поста, называется день торжества Православия. То есть торжества того богопочитания, которое принёс людям в этот мир Господь Иисус Христос. И внешне это выразилось в установлении почитания святых икон, на которые было воздвигнуто гонение. Людям хотелось такой чистой веры, чистого Бога в представлении, чтобы не было никаких изображений, но на самом деле именно потому, что Бог воплотился, стал как один из нас, кроме греха, изображения эти не только были возможны, но и необходимы, чтобы мы вспоминали о Господе, вспоминали о том, что Он истинный Бог и истинный Человек, пришедший к нам. Так важно нам видеть Его, так важно видеть святых, потому что, как говорит один богослов известный, что пока человек не увидит вот этой веры и добра в глазах, в лице другого человека, он не сможет прийти к Богу. Конечно, это не обязательно так, что как только увидит, то придёт. Мы знаем, что и Христа видели многие люди, но далеко не все за Ним пошли, а другие кричали: распни, распни! Это условие, конечно, необходимое, но ещё не достаточное. Необходим поворот сердца. Но условие, конечно, абсолютно необходимое.

Я это знаю по своей собственной жизни. Я был много лет знаком с одной христианской семьёй – отца Александра Меня – и я видел какие там отношения. Как удивительно относилась сестра мамы отца Александра Меня к детям, к ней. Она отказалась даже от своей жизни, так у неё не очень она складывалась, но она уже и не старалась. Чтобы помочь сестре, её детям, мальчикам. И действительно мы видим, какой замечательный плод вышел из этой семьи. И вот когда я почувствовал, что да! Бог есть, то сразу вот то предшествующее время (12 лет я был знаком с этой семьёй), всё стало на своё место. Если Бог есть, то всё, что они делают, всё правильно. Так и надо делать: идти в церковь, принять крещение и так далее.

И вот как важно, чтобы мы давали подобный пример нашей жизнью, нашим отношением к жизни, к людям – другим людям. Через нас они тоже будут приходить к Господу, как пришёл сегодня апостол Нафанаил, о котором рассказывает сегодняшнее евангельское чтение. Когда Филипп говорит ему: “мы нашли Мессию, Иисуса из Назарета”. Он так скептически (человек сомневающийся был, такой скептичный достаточно) говорит: “из Назарета может ли быть что доброе?” Тот говорит: “иди и посмотри”. Не стал ему доказывать, рассказывать, там, чудеса, пророчества… “иди и посмотри”, потому что была возможность увидеть. Вот Господь здесь был рядом. И как только Нафанаил пришёл к Нему, Иисус сразу говорит ему удивительные слова: “Вот поистине Израильтянин, в котором нет лукавства”. То есть человек, который не может лгать, обманывать. Он даёт ему сразу самую высокую оценку, говорит: “истинно принадлежащий к народу Божьему”. Он даже удивился, сказал: “Господи! Откуда ж ты знаешь меня, каков я?“ А Он говорит: “Когда ещё был ты под смоковницей, Филипп тебя позвал прийти ко Мне, Я тебя уже видел”. И тут он понял, что эта действительно любовь Божия, которая изливается в этих первых словах, подтверждается тем, что Он и видит события, которым физически, может, и не был свидетелем. Он, как Господь, Вездесущий и Всезнающий. И сказал: “Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”. Он сказал: “Увидишь больше, чем это. Ты только потому, что Я тебе сказал, что Я тебя видел под смоковницей, поверил, но увидишь больше этого”. Вот как важно нам быть именно похожими вот на это отношение, которое Господь испытывал к каждому человеку. В каждом человеке Он прежде всего видел хорошее, доброе, на чём можно строить было отношение с ним. Так и у нас. Если при нашем общении у другого человека самооценка не повышается, то, конечно, наше общение ещё не христианское. Вот поэтому так важно нам быть подражателями Христу.

Была такая замечательная книга переведённая, она и сейчас тоже издаётся: “О подражании Христу” Фомы Кемпийского, западного богослова. Но переведена она была ни кем иным, как Константином Победоносцевым. А он был прокурором Синода, человеком исключительно православным. И настолько она важна для каждого, сама эта идея подражания Христу. Вот к этому призван каждый из нас.

Сегодня, все мы знаем, день выборов президента. И вот когда мы выбираем, то мы понимаем, что далеко нет гарантий что тот, за которого я проголосовал, вот он-то и станет президентом. Другие за другого проголосовали, третьи за третьего, ну какое-то участие, что-то от нас зависит, но какая-то одна 150-ти миллионная, или сколько их, избирателей, 100 миллионов, 80 миллионов, не больше. И, конечно, это важно для государства – кто будет во главе. Но ещё важнее сделать выбор, который действительно изменит нашу жизнь. Конечно, жизнь от президента во многом зависит, от того, какой президент. Но каждый из нас волен сделать выбор, который действительно радикально изменит жизнь нашу, лично. Выбрать Христа. Выбрать Христа Учителем и Господом. Во время совершения таинства Крещения священник спрашивает трижды крещаемого: “Сочетался ли еси Христу?”, то есть соединился ли всей душой, всем сердцем со Христом? И он отвечает: “Сочетался!” А затем спрашивает: “И веруеши ли Ему?” А крещаемый должен ответить: “Верую Ему, яко Царю и Богу”. Царю, то есть Кто выше всех, и Бог вместе с тем. И вот это выбор жизни со Христом. А если выбрали идти за Христом, то надо и подражать Ему. Прежде всего в чём подражать? Первая заповедь, которую Он говорит: “заповедь новую даю вам (старая была: люби ближнего, как самого себя): любите друг друга, как Я возлюбил вас”. То есть больше, чем самого себя.

Конечно, это не сразу даётся, но это то направление, к которому мы должны двигаться. Не просто инстинктивная любовь к себе, конечно, каждый питает и греет своё тело, и так далее, но вот именно больше как Христу, подражать Ему. Вот давайте этот выбор стараться делать, и сделав его однажды, став христианами, следовать ему, вспоминать об этом, что прежде всего мы призваны именно к любви. К любви к ближнему и к любви к Богу. Вот это две заповеди, на которых стоит всё остальное.

Аминь.