протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 марта 2012

Фонограмма


Евр., 1:10-2:3

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2

1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

 

Мк., 2:1-12

1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Евангельские чтения воскресений Великого поста расположены таким образом, чтобы соответствовать той цели, благодаря которой и возник Великой пост. Целью этой был пост готовящихся к крещению, и пост Церкви с ними и за них. И поэтому, когда мы это помним, то тогда логика этих чтений становится нам более понятной.

В прошлое воскресение, первой недели Великого поста, мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна, где ученик Господа по имени Филипп уверовал в Него и зовёт своего друга, Нафанаила. Но тот отнёсся к этому с недоверием, а Филипп ему сказал: “Пойди и посмотри на Того, Кого мы нашли, Мессию, Который был обещан царю Давиду”. И когда Нафанаил пришёл, достаточно было краткого разговора, чтобы Нафанаил сказал: “Воистину, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”. А Господь ему сказал, что “отныне увидишь небо отверстым и Ангелов Божиих, нисходящих и восходящих к Сыну человеческому”. То есть ты увидишь вот то духовное измерение, ту вертикаль человеческой жизни, человеческого духа, которую открывает вера во Христа как Сына Божия. И, тем самым, готовящийся к крещению наставляется в том, что он увидит то, что до этого было ему недоступно.

Но, понятно, что каждый из нас, хотя принял крещение какое-то время назад, кто-то, быть может, очень-очень давно, каждым Великим постом, в сущности, мы вполне можем проходить, как бы обновлять вот эти обеты крещения, обновлять воспоминания нашего прихода к вере в Бога, почитания Иисуса как Царя и Бога, обновлять нашу сегодняшнюю жизнь, чтобы нам возрастать в нашей вере. И поэтому все эти евангельские чтения вполне могут быть нами рассматриваемы и как повторение, напоминание, как путь для нашего восхождения.

И вот сегодняшнее чтение об исцелении Иисусом расслабленного, тоже для нас является важным наставлением, как для тех, кто готовился когда-то к крещению, готовится сейчас, и для каждого из нас. Потому, что вот этот образ расслабленного – это есть образ человека, далёкого от Христа. Человека, который своими грехами себя ввёл в такое состояние, что он не в силах ходить, не в силах шевелиться, его только на носилочках носят. Конечно, понятно, что дело не только в этом расслаблении физическом, но дело в том, что человек без Христа, он становится таким же вот расслабленным. Он тоже не может избавиться от уныния, осуждения, злобы, раздражительности, ропота, зависти, и так далее, и так далее. Он весь скован, расслаблен этими грехами. А когда человек приходит ко Христу, когда Он говорит ему: “тебе прощаются вот эти грехи, прими Мою благодать исцеления, Мою любовь, которая тебя исцелит”. И, действительно, Он говорит: “Встань, возьми постель твою и иди в дом свой”. И он тотчас встаёт. Всё это сказал Иисус по вере тех людей, которые его принесли. “Видя веру их, говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои”.

И, конечно, каждый из нас пришёл к вере во Христа тоже через кого-то. Мы встретили каких-то людей, которые нам открыли эту веру, которые нам помогли к ней придти, и продолжают помогать. Какие-то люди, знакомые, незнакомые, может те, которых мы только читаем книги их, их мысли, их опыт, их христианский путь. И это нам тоже помогает для того, чтобы мы освобождались от этой немощи нашей, от этой злобы, зависти, раздражения, всего прочего, чтобы благодать Христа исцеляющая входила более и более в наше сердце. Вот, так сказать, этот образ, может быть именно так нами понимаем в наше сегодняшнее время, сегодня, для каждого из нас.

И сегодня Церковь также вспоминает память Григория Паламы, учителя Церкви, одного из святых отцов, причисленного к лику святых, писания которого для нас являются крайне важными и авторитетными. И это связано с сегодняшним чтением таким образом, что не только это исторически произошло именно во вторую неделю поста, это было утверждено Церковью, но и то, что та благодать Божия, которая входит в нас и помогает нам избавляться от всех этих наших немощей, в отношении неё именно возник в то время спор – что это? Так сказать, некая творческая сила Божия, энергия, или это какая-то промежуточная субстанция, которая помогает человеку выбраться? И вот православные богословы утверждали, что “нет! это сам Бог действует”. Это не какие-то тварные вещи, какие-то тварные промежуточные инстанции, а это Божия благодать. Тем самым утверждается возможность встречи человека с Богом. Не только через какого-то посредника, но непосредственно, как Господь, Сын Божий, приходит к нам, приходит не только исторически, в таинствах, в учениях, и так далее, но приходит к нам вот в этой Своей благодати нетварной, которая нас соединяет с Отцом.

И так это важно для нас. И для нас важен и опыт вот этого богослова Григория Паламы, епископа Фессалоникийского, опыт молчания, и такое даже было название – исихасты – молчальники, монахи, которые в затворе проводили много месяцев и лет, лишь крайне редко общаясь с людьми и посвящая время размышлениям и молитве. Конечно, нет необходимости для каждого из нас ехать на Афон, да многих женщин и не пустят туда пока, но для каждого из нас доступно вот это молчание, какие-то хоть краткие мгновения в нашей такой бурной жизни, в которой столько шума, столько впечатлений, столько информации, столько всего. И мы никак не можем из этого вырваться, чтобы побыть наедине с самим собой и с Богом. А ведь это так важно для того, чтобы почувствовать эту благодать Божию, которая нетварным образом приходит к каждому из нас и избавляет, исцеляет нас от этих немощей, которые парализуют наш дух.

Поэтому так важно нам в оставшиеся дни, особенно в предстоящую неделю, после второго воскресения поста, находить минуты для молчания. Пусть это будет хотя бы 10, 15, 5 минут для размышления над каким-то словом, над какой-то строчкой из молитвы, из канона покаянного Андрея Критского, из Писания. Удерживать её в сознании 5-10 минут, размышлять о ней, и вы увидите, как это прекрасно, как это замечательно, когда мы на чём-то сосредотачиваемся, сосредотачиваемся, и действительно, где-то открываемся хотя бы чуть-чуть навстречу Богу. Не даём себя поглотить вот этому постоянному шуму вокруг нас.

Иногда приходится видеть (простите за такую банальную иллюстрацию): прохожу мимо машины, там дверь открыли и такие громкие звуки музыки, на всю улицу слышно. А эти молодые люди с удовольствием садятся в машину, закрывают, едут… Думаю: Боже мой, в каком же они диком шуме пребывают, эти децибелы, от которых не только соображать, уже не может и сигналов вокруг себя слышать, просто опасно ездить. И вот такой символ вот этой нашей жизни.

Давайте этому противопоставлять вот эти необходимые краткие мгновения тишины, так важные для нашего роста, так важные для того, чтобы мы могли принять эту благодать Божию, которую Сын Божий хочет дать каждому из нас.

Аминь.