протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 марта 2012

Фонограмма


Евр., 4:14–5:6

14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5

1Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

 

Мк., 8:34–9:1

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя Крестопоклонная. И за ней следует седмица (то есть семь дней недели, начиная вот с этого дня), которая тоже называется Крестопоклонной, совершается поклонение Кресту при чтении третьего часа на литургии Преждеосвященных Даров. И так во всех православных церквах.

И вот важно обратить внимание на то, что как бы в центре поста. Вот, три недели прошло, эта – центральная, четвёртая неделя, потом ещё три недели, вместе со Страстной, до Пасхи. То есть в центр поста помещается вот эта Крестопоклонная неделя, начинающаяся с сегодняшнего воскресного дня. Как бы Церковь нам показывает, что в центре нашей веры лежит вот эта жертва, жертва, которую Бог приносит за нас. Он распинается, принимая на Себя то зло мира, которое неизбежно из-за человеческой свободы. Мы часто задаём себе вопрос – почему любящий Бог создал вот такой вот мир, полный зла? А на самом деле это зло происходит от того, что Бог дал нам свободу, чтобы мы избирали добро свободно, непринуждённо, не за какие-то наказания, а свободно избирали путь за Богом. Или избирали другой путь, от Него, путь служения себе, своим страстям, и так далее.

И вот сегодняшнее евангельское чтение о том, что “кто хочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мною”, тоже говорит об этой же свободе. “Кто хочет идти за Мной”, прежде всего. “Возьми крест свой”. Сам возьми. Не на тебя наложат, а возьми сам! “И следуй за Мной”, то есть иди тем путём, который Я тебе показал.

В церковных песнопениях и текстах нередко образ Креста уподобляется одному событию ветхозаветной истории, когда Моисей выводит народ израильский из египетского рабства. Первая Пасха ветхозаветная, которая стала прообразом второй Пасхи – изведения из плена греху. И идут по пустыне, страшной, знойной, безводной, народ начинает роптать, “вот лучше нам было там, в рабстве, там хоть котлы были, хоть еда была. Тут мы хоть и свободные, а толку что? Умираем, ни воды, ни еды, ничего нет”. И идут дальше и видят впереди – вода! Бросаются к этой воде, наконец-то можно самим попить, верблюдов напоить, скот, всё хорошо, замечательно, вот вода, сейчас придём… Подбегают к ней, черпают и, о ужас! Она горькая от соли. И народ ещё больше стал роптать на Моисея: “зачем ты привел нас в эту пустыню умирать здесь. Лучше бы нам было жить там, в Египте”. А Бог сказал Моисею: “Вот видишь, там растёт дерево, вот возьми его сучья, ветви, и поломай и брось в эту воду”. И произошло чудо. Действительно, соль, которая была в воде, она как бы адсорбировалась на эти веточки, и она стала пригодной для питья.

И вот этот образ в церковной поэзии часто приводится как образ Креста. Как вот это дерево, оно освободило эту воду от всяких вредных веществ и сделало её пригодной для пищи, для питья, так и Крест Христов в этом мире принимает на себя всё то ужасное, вредное, злобное, что есть в этом мире, как только мы к Нему обращаемся. И для нас важно вот это духовное искусство, умение погрузить, образно говоря, Крест Христа в наши житейские обстоятельства, в наши скорбные какие-то проблемы. И когда мы это начинаем делать, доверяя Христу, то мы видим, что, действительно, Он как бы адсорбирует всё это зло, окружающее нас в этих трудных вопросах. И на самом деле если мы начинаем именно так подходить к церковной жизни, к церковным текстам, к евангельским текстам, то увидим, что практически все тексты представляют собой вот это радостное свидетельство освобождения. “Положи на Господа печаль твою, и Той тебя препитает. Не даст в век злобы праведнику”, и так далее. Любой текст, который ни возьмём. “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое”, поём мы сегодня.

Вот такое чудо происходит и в искусстве нашей христианской жизни, если можно так выразиться. Именно в этом и заключается, чтобы мы могли соотносить обстоятельства с тем, что мы читаем в утреннем и вечернем правиле, что мы читаем в Евангелии, что мы слышим на литургии, в псалмах… Всё что есть в Церкви, говорит нам именно о Христе. О Его Кресте, на котором Он берёт на Себя грех и его побеждает.

И далее в этом же сегодняшнем тексте говорится так, что “кто постыдится Меня и слов Моих, в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын Человеческий постыдится того, когда придёт со Ангелами Своими”. Это что означает? Что, когда мы будем избирать другие пути, не те, о которых нам готовит Христос, о которых говорит Евангелие: “ну как-то, ведь все в мире так поступают, ну чего уж там, так тяжело, и пятое-десятое” – то тогда действительно мы как бы стыдимся своей христианской позиции, своего христианского выбора. Давайте помнить об этом, но только помнить, конечно, что выбор не в том – съесть или не съесть того и сего, постом глотнуть молочка по причине болезни желудка, и так далее, а совсем в другом. Встать на сторону зла, встать на сторону гонителей, а не гонимых. Вот давайте об этом с вами всегда помнить. Потому что слово, которое говорится: “какой даст человек выкуп за душу свою?”. Потому что если человек совершает какое-то зло, то как потом жить с этим?

Мы знаем, что Иуда, разгневавшись на Учителя, что Он никак не поднимет восстание, не захватит трон у римлян, их не прогонит, не станет, так сказать, воинственным полководцем, “вот, все люди за Него, что же Он медлит?” – предал Его за тридцать серебренников, обозлился. А потом, когда увидел, что предал кровь неповинную, бросил эти серебренники и пошёл удавился, потому что когда душа совершает злой поступок, это не только против кого-то – в себе что-то мы уничтожаем. И как жить с этим дальше? Для Иуды невозможно, самый тяжкий грех, который можно было только представить в истории, был грех Иуды. Он не смог с этим жить. Горе тому человеку, который пришёл с этим грехом.

Давайте об этом с вами помнить, чтобы это всегда было в какием-то серьёзные моменты нашей жизни. Что я выбираю? Такое благополучие и потом язва, которая всё время будет нас, так сказать, нести. Кого-то бросили, оставили, семью бросили, вот, влюбился, то да сё, а потом будет всё это на тебе всю жизнь висеть гирей на ноге. И вот чтобы всегда мы помнили об этом, что не стыдиться слов Христа, не стыдиться им последовать.

Аминь.