протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 марта 2012

Фонограмма


Евр. 6:13–20

13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

Мк. 9:17–31

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Так бывает, что, когда люди находятся, или какой-то человек, на каком-то пути, проходит через интересные, радостные места, и вдруг в какой-то момент он наталкивается на отвесную скалу, на которую необходимо подняться, и подъем может быть трудным и опасным для жизни, совершенно неожиданным, но неизбежным. И вот так было с учениками. Первоначальная радость от призвания и следования Господу; радость от того, что повелевают – и духи нечистые подчиняются им; радость исцелений, которые они вслед за Учителем даруют людям, проповедуя Евангелие Царствия, вдруг сменяется вот таким препятствием, о которое разбились их самые лучшие побуждения. Приходит к ним человек, просит исцелить отрока, и они не могут. Не могут, и только Господь приходит и с огорчением говорит: «Долго ли еще Мне с вами быть?», с неверным родом, который не может преодолеть вот этого препятствия. И спрашивает отца, исцеляет этого отрока, повелевает духу, чтобы он вышел, и возвращает этого больного мальчика, единственного сына, возвращает его отцу. При этом спрашивает, что «если можешь сколько-нибудь веровать, то всё возможно верующему». И отец восклицает с надеждой и с горечью: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Вот так бывает с человеком, когда он находится между верой и неверием. Как часто мы бываем в таком состоянии, когда нам кажется, что мы уходим, удаляемся от веры, и как нам важно бывает вспомнить вот эти слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию, моим сомнениям». И только доверие Богу действительно нас выводит, а не исследование. Не так, что «молился, а мне не дали. Вот, не получилось, значит, Бог про меня забыл». Важно вот об этом помнить.

И далее Господь говорит об еще более трудных вещах. После этой радости исцеления, когда Господь помог им справиться с тем, с чем они не могли сами, Он вдруг начинает говорить о том, что все их надежды (а они были в их сердцах), что Иисус из Назарета установит Свое Царство; что Он и есть тот самый Мессия, Который должен установить царство Израиля; всё будет прекрасно, они будут справа и слева от Него; всё будет хорошо… Вместо этого, Он начинает им говорить вдруг о том, что «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и убьют Его и в третий день воскреснет».

Вот таков и путь нашей жизни. Даже путь нашей жизни в вере. Мы начинаем с радостного обращения, радостного узнавания нового мира, новых возможностей… Но проходит какое-то время, и мы наталкиваемся на какие-то трудности, с трудом преодолимые, в семье, на работе, в общественной жизни, в политической, государственной… И мы не знаем – как с этим поступать. Мы огорчаемся, и нам кажется, что Господь нас забыл, что что-то происходит не то, что-то неправильно в нашей жизни, в жизни вокруг… А Господь нам говорит, как и ученикам: «да, будет предан в руки человеческие, но победа будет все-таки на стороне добра».

И в сегодняшний день Церковь вспоминает также память замечательного святого – Иоанна Лествичника, жившего в монастыре у горы Синай, той горы, где Господь дал Моисею десять заповедей. Там где-то с IVV века уже замечательный монастырь святой Екатерины, там было много замечательных подвижников, и вот один из них – Иоанн Лествичник. В VII-ом веке жил этот замечательный христианский святой. Называется он так потому, что он составил целый такой аскетический труд – «Лествица» – восхождение в духовной жизни. Восхождение трудное, необходимы усилия, чтобы его совершать, и самая высшая ступень – ступень любви.

Так и каждый из нас восходит по этой лестнице, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но задача каждого из нас – вот этим трудом преодолевать всевозможные внешние и внутренние препятствия. Потому что легко бывает только под гору, вниз катиться, но там, так сказать, последующая участь печальная. А восхождение человека во всех отношениях, в любой деятельности, всегда требует усилий, труда, преодоления.

Таков и путь поста нашего. Тоже мы начинаем вроде бы с радостью, а когда прошла уже четвертая неделя, уже и трудно, и молитва уже не так идет, но нас Господь ободряет делать эти усилия, что нам невозможно – возможно Ему, Он может нам помочь, и итог этого нашего духовного пути – радость Пасхального Воскресения. Будем этой радостью укреплять себя в оставшиеся три недели поста; не будем оставлять чтение Слова Божьего, а кто еще не начал читать – то непременно начать; кто еще не слышал о молитве преподобного Ефрема Сирина – узнать о ней и ввести ее в свое молитвенное правило.

Пусть Господь благословит нас в эти оставшиеся три недели и дарует нам не только трудности, которые нам необходимо преодолевать, но и радость Воскресения!

Аминь.