протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 апреля 2012

Фонограмма


Евр., 9, 11-14.

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! 
 

 

Мк., 10, 32-45

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Евангельские чтения нас с каждой неделей всё ближе и ближе подводят к Голгофской трагедии, к распятию. И в сегодняшнем чтении мы слышим о том, что Иисус направляется в Иерусалим, ибо слова "восходить в Иерусалим" не означают быть рядом и восходить на эту возвышенность, Сионскую гору, на которой расположен Иерусалим, а вообще направляться, идти по направлению к Иерусалиму. Так что ещё какое-то расстояние есть. А вот как раз в следующее воскресенье, вход в Иерусалим, мы будем вспоминать уже непосредственное вхождение в самый город. Сейчас пока Иисус с учениками находится на пути в Иерусалим. И по дороге Иисус вновь говорит им о том, что ожидает их там, каков будет конец Его служения. Он говорит о том, что: “Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются, и будут бить Его, и оплюют, и убьют Его; и в третий день воскреснет”.

Из дальнейшего видно, что ученики, в общем-то, не понимают о чём идёт речь, потому что к Нему приходят, подходят любимые Его Иоанн, его брат Иаков, и говорят, что “когда Ты сядешь в Царстве Своём, помоги нам, дай нам, чтобы мы были по правую, а вот он по левую сторону”. Они уже делят места в будущем правительстве.

Почему не понимают? Они полагают, что эти слова об оплевании, истязании, убиении и воскресении – некая метафора, что “нам будет, конечно, трудно, но в конечном счёте победа будет за нами”. Но Иисус говорит об этом буквально. И вот здесь для нас это очень важный момент, когда мы читаем, что Он будет предан первосвященниками и книжниками, то есть Его будут судить религиозные авторитеты, и предадут язычникам, то есть его распнёт светская, языческая власть. Вот две силы, которые противостали Господу Иисусу.

И поэтому Господь нам говорит о том, что Его приход в Мир, Его служение, имеют два важных смысла. Первый из них – это действительно Его жертва. В конце Он об этом говорит: “пришёл, чтобы послужить и отдать душу для искупления многих”. Это цитата из 53-й главы книги пророка Исайи о том, что “Он взял на себя наши немощи, понёс наши болезни, а мы думали, что Он был наказуем Богом”. И Господь говорит именно о том, что это будет Его жертва за людей. О чём и говорил в послании апостол Павел, которое мы слышали в чтении перед этим, что если кровь животных очищала от греха, ежегодно приносимая, то тем более та кровь Спасителя Мира, с которой Он входит в принебесный, невидимый, незримый для нас жертвенник. Конечно, это поэтический некий образ, но ясно, что за этим стоит вот эта удивительная, таинственная для нас вещь – очищение греха людей смертью Мессии.

Но это тот религиозный смысл, который несёт сегодняшний евангельский отрывок. И Его не понимают не только ученики, но и первосвященники, фарисеи, люди, которые, казалось, должны были бы всё это понимать. Но они это отвергают, потому что для них Мессия – это победоносный Царь. Распятый Мессия – это конечно лжец и обманщик.

Они не могут этого понять, не могут понять этих слов Исайи о том, что Ему следует пострадать и искупить людей Своей кровью. И поэтому вот это мистическое, это духовное значение миссии и самой жертвы Христа – Крест.

На протяжении всей истории христианской всегда стремились отделить Иисуса от креста. Всегда стремились взять только нравственное учение. И Толстой к этому стремился, и все. “Всё остальное – это так…”. На самом же деле в этом всё дело, что тень креста лежит над всей христианской историей. Господь говорит, что: "чаша, которую Я пью, и вы будете пить; крещением, которым Я крещусь, и вы будете креститься". И это говорит не только ученикам, а конечно всем, кто идёт за Ним, потому что когда христианство входит в этот мир, когда входит Господь в этот мир, то Его распинает не только духовная власть, а власть политическая, в лице Пилата. И аргументы, которые Пилату приводят – тоже политические. “Он объявляет себя царём”. А всякий, кто возглашает царём, не друг кесарю. Только один может быть царь – кесарь.

И Господь вот здесь приводит другое измерение христианства. Его можно назвать демократическим измерением. Он говорит о том, что “вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою”. И Господь всё это подтверждает на Тайной Вечери, когда умывает ноги ученикам. Они все тоже не понимают. Пётр говорит: “не умоешь ног моих вовек”. “Если это не будет так, ты не будешь иметь части со Мною”. И закончив это, рабскую обязанность – омыл ноги, говорит: “Я – ваш Учитель и Господь, дал вам пример, чтобы вы умывали ноги друг другу”. Поэтому Он и говорит: “кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою”.

Для людей это необычайно трудно, даже приняв христианские названия правителей. Мы знаем, что вместо слов “тираны, деспоты” (так официально назывались, это сейчас стало таким словом обличающим – тиран, деспот и так далее,– а тогда нормально, правители так и назывались, те, кто властвует. До сих пор, когда мы “деспотес” поём по-гречески, то это речь идёт именно об архиерее, о власти), с христианством вошло другое название, те, кто помогает правителям – министры, слуги. Хотя они очень быстро утратили буквальный смысл этого названия, и превратились опять в господ. Человеку очень трудно отказаться вот от этой иерархии, потому что чисто биологически человек воспринимает именно ту иерархию, которая всегда была в природе. В природе мы нигде не найдём демократии. Мы найдём иерархию у птиц, иерархию в стаях волков, собак и так далее. Вот есть вожак, есть его ближние, есть, в общем, альфа и омеги. Всё иерархично, всё выстроено. И то же самое привносит человек в своё общество, как естественное построение биологическое. А вот демократии: власти большинства, служения немощным, слабым, мы нигде в природе не найдём. Это изобретение человеческое, такое же, как культура, искусство, религия. Это чисто человеческое. Но именно об этом Господь и говорит, когда омывает ноги ученикам.

И вот для нас важно понять, что против Христа обвинение было и религиозное: “какой же это Мессия, если Он даёт Себя распять?”, и политическое, потому что, конечно, это подрывает привычную власть, выстроенную вертикаль, от кесаря до последнего солдата, до последнего сотника. А Господь говорит, в сущности, вот этот политический мотив, что "между вами да не будет так". Почему политический? Потому что политика – это что? Борьба за власть. А здесь Он говорит о том, что власть не для того, чтобы повелевать, не для того, чтобы превозноситься над кем-то, а чтобы служить. И вот это измерение – оно всегда как тень креста лежит над каждым обществом. Всегда вот это противостояние, стремление властвовать, построить всё, как было в древние времена, иерархию сверху донизу. И наоборот, чтобы действительно, бедные, обижаемые, были так же почитаемы, как и все остальные. Господь оставляет 99 овец и идёт искать одну заблудшую. Радость об одном кающемся грешнике больше, чем о 99 праведниках. Это совершенно противоположно человеческой природе, это переворачивает жизнь людей с ног на голову. Но именно это – желание Бога, Который хочет всем спастись и прийти в познание истины.

Аминь.