протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 апреля 2012

Фонограмма


Флп. 4:4-9

4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,– и Бог мира будет с вами.

 

Ин. 12:1-18

1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 

В Евангелии Господь до нас донёс несколько притч, которые говорят о том, как по-разному относятся люди к той истине, которая им открывается. Наиболее яркая из них, конечно, притча о сеятеле, где Сам Господь – Сеятель – сеет слово, и как по-разному люди относятся. Одни, как посеянное при дороге: налетают птицы, поклюют; другие как каменная почва – быстро прорастает, но потом засыхает; у третьих сорняки – заботы житейские – заглушают посеянное семя и оно не приносит плода. И, наконец, есть добрая почва, которая приносит плод сторицею.

Подобная притча о званых на вечерю. Когда Господь зовёт тех, кого приглашал, кто был предназначен для этой вечери, и отказываются. Кто-то отказывается; кто-то говорит, что “вот купил волов, хочу испытать”; кто-то женился; у кого-то какие-то дела, “имение отреченно”; а кто-то и вовсе хватает этих рабов, убивает и прогоняет. То есть вот так по-разному люди откликаются на ту правду Божию, которая им является.

И сегодняшний воскресный день, который называется празднование Входа Господня в Иерусалим – события, с которого начинается Страстная седмица, последний акт этой драмы прихода в мир правды и любви, прихода любящего Бога в наш человеческий мир, полный зла, страданий, несправедливости, но наполненный так же и человеческим поиском, и творчеством, жаждой истины, жаждой любви. И вот Господь выходит навстречу всему этому, и как по-разному люди реагируют. И сегодня в этом Евангелии и в последующих стихах этой (12-й) главы Евангелия от Иоанна, рассказывается о самых разных людях, такие контрасты. Вот сразу начинается с женщины, Марии, сестры Марфы. Понятно, перед этим Господь воскресил её брата, и до этого у них были очень дружеские отношения. Сказано, что Иисус любил Марфу, и сестру её, и Лазаря, и Господь воскрешает, совершает великое благодеяние, великое чудо как знак того, что Он властен над жизнью и смертью. И она драгоценное миро, которое оценивается в 300 динариев (то есть годовой заработок работника), возливает Ему на ноги, отирает своими волосами. А другой ученик говорит о том: “Зачем же такая трата? Можно было бы продать, дать нищим, собрать”, и так далее. И автор четвертого Евангелия поясняет, что это не потому, что он о нищих заботился, а потому что был вор и носил этот ящик, куда собирали пожертвования. И вот мы видим, как из воровства вырастает и предательство, потому что невозможно, сказано, служить двум господам, Богу и этому богатству неправедному, воровать. Какой важный вывод для современной ситуации, в которой считают, что воровство, коррупция “ну это вроде ничего особенного, ну такая у нас Россия, ну что же поделаешь…”. А это становится на путь предательства Христа, что и случилось уже почти сто лет назад и продолжается поныне.

Другие люди радостно реагируют. Действительно, воскресил Лазаря, чудесно, замечательно, берут пальмовые ветви. В других евангелиях рассказывается, как одежды постилают свои, чтобы Господь прошёл по чистому, по чистой одежде, а не по дорожной пыли. Радуются. Так, есть многие люди, которые от радости очень быстро переходят к совершенно противоположной реакции – к гневу, осуждению, и всё прочее. Эта же самая толпа через неделю будет кричать: "Распни, распни Его". Почему? А потому что ожидали другого. Потому что хотели своего, потому что ожидали царя, который прогонит римлян, установит царство земное, всем станет хорошо, благополучно, прекрасно. Без труда с твоей стороны, человек. А Господь нам открывает путь, по которому мы должны идти с трудом, следовать за Ним, идти со страданиями, но и с радостью, которая открывается нам тогда, когда мы следуем истине, когда мы ее находим для себя. Но истина – это всегда очень трудный путь. Когда учёные открывают какую-то важную вещь, сколько им приходится претерпеть и обвинений, и оскорблений. Далеко не всегда это сразу признаётся, а ещё начинается вражда, или крадут эти открытия, и прочая, прочая. Так что с истиной встречаться очень опасно во всех отношениях.

И так и в нашем обществе, бывает, происходит, что люди радостно что-то встречают. Да, вот Церкви возродили, все бегут креститься, крестятся. Помню, я служил на Речном вокзале, там каждую субботу и воскресение по 200 человек крестилось, священники просто с ног сбивались. Какое уж там Евангелие, катехизация – ладно, идут люди и идут. А проходит какое-то время: “ах вот там то не так, вот там это не так”, и начинается наоборот уже какое-то, по нашей вине, Церкви, потому что ожидали чего-то другого. И забывают, что Церковь-то человеческая, Она не может сразу это дать, это должно быть дело всех людей, всего народа, а не каких-то отдельных людей. “Вот, они нам дадут, что нам нужно, а если не дали – ну знаете, извините, нам такая Церковь не нужна. Нам нужно то, что нам нужно”. И тогда, может, и распять Ее лучше, или ещё там что-то такое сделать. Отворачиваться, не ходить в Неё, раз вот “я прошу этого, а это не устраивается. Ну и не нужна нам такая Церковь”.

Другие реакции есть, которые и вовсе. Фарисеи собираются не только самого Иисуса, но ещё и Лазаря убить, потому что ради него многие идут за Ним. Чтобы это вообще стереть, уничтожить, всё, чтобы ничего не было. И такие реакции есть, мы знаем.

Но есть и другие. Когда дальше в этой главе рассказывается как подходят некоторые эллины, которые пришли на поклонение, и “мы хотели бы видеть Учителя”, и Филипп подходит и говорит об этом Иисусу. Иисус неожиданно радостно говорит: “Пришёл час прославиться Сыну Человеческому”. Он понимает, что это как бы предзнаменование того, что перешагнёт весть о едином Боге, о Его любви, границы Израиля, пойдёт по всем другим странам Римской империи и вообще по всему миру. И такая радость наполняет сердце Господа, что признаки этого уже есть. И даже глас был с небес: “се Сын Мой возлюбленный”. И Господь здесь поясняет, что “не Меня ради, но ради народа”, чтобы народ хотя бы это воспринял, что это не просто какое-то такое событие случайное, а событие, которое меняет судьбы всего человечества на всю оставшуюся историю.

Вот как нам важно определиться – где же мы находимся по отношению к истине. И Господь говорит: “если зерно, павшее в землю, не умрёт, останется одно. А если умрёт, то принесёт много, много плода”. И вот, в сущности, для человека, для христианина, служение – это всегда умирание. Это всегда трудности: трудности служения, трудности на работе, конфликты с коллегами, конфликты в семье, с детьми, с внуками, – не понимают, грубят, пятое-десятое. А нам призвание – готовность умереть. И тогда принесём много плода. Вот таков путь.

И вот с этого начинается Страстная седмица. И как же нам здесь быть? Что нам выбирать? И в сегодняшнем послании замечательные слова апостола Павла. Неизменно остаётся это на все времена, в любой ситуации. “Наконец братия, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте”. Смотрите в каждом человеке не на то, какие у него недостатки, “ах вот он, негодный”, и всё такое. Тем самым происходит ведь не просто суждение, а осуждение. Когда мы читаем “не судите и не судимы будете”, нас нередко это смущает: ну как же, мы невольно размышляем о тех или иных событиях и даём те или иные оценки. Наверное, было бы правильнее перевести – "не осуждайте, и не осуждены будете". Одно дело дать ту или иную оценку, а другое дело – осудить. “Ну этот вообще, от него другого и ожидать нечего”. Вот Господь нам и говорит через апостола Павла: “что только добродетель и похвала, о том помышляйте”. Смотрите, что есть доброго и хорошего в любом событии, в любом человеке, и на этом стройте отношения с ним, на этом стройте свою жизнь. Так нас наставляет апостол в эти дни предстоящие Страстной седмицы.

Аминь.