протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 апреля 2012

Фонограмма


Деян., 5, 12-20.

12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

Ин., 20, 19-31.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Многим из вас хорошо знакома одна краткая молитва, которая называется у нас “Иисусова молитва”: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”. Это действительно очень хорошая краткая молитва, и когда какое-то смущение, сомнение, когда какой-то страх, волнение, превосходящее необходимое, и так далее, чтение этой молитвы действительно даёт какое-то успокоение и мир. Мы знаем, что многие делатели этой Иисусовой молитвы достигали высоких уровней духовного просвещения, духовного восхождения к единству с Богом.

И вот эта молитва, как и говорят, имеет действительно всё необходимое в христианском исповедании, включает в себя. Если мы спросим: а каково её происхождение, то я думаю, не будет слишком большой натяжкой сказать, что своим происхождением она обязана последним строчкам сегодняшнего евангельского чтения. “Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его”. То есть, написано всё Евангелие, написано вот это повествование о Фоме “чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос”, то есть не просто некий человек по имени Иисус из Назарета, а что Он есть Христос, обещанный Мессия, Спаситель. Обещанный идеальный Царь, которого Израиль ждал 10 веков, и который пришёл, чтобы спасти мир. В котором именно и было обетование, данное Аврааму, что “в семени твоём получат благословение все племена земные”, получат эту вот самую жизнь. Есть Христос, Сын Божий – не просто Спаситель, как Царь, не случайно ведь Господь спрашивал фарисеев о Христе: “что вы думаете, чей Он Сын? Они говорят – Давидов. А как же, – говорит – Господь сказал Ему в псалме “Седи одесную меня, доколе положу к подножию ног твоих всех врагов твоих. Сказал Господь Господу Моему”. Как же Давид называет Его Господом, если Он сын Ему?”. Значит уже в этих строках псалма, которые Иисус не разъясняет фарисеям, но мы уже из евангелий, из всех церковных событий, размышлений, всей истории, понимаем, что да! Иисус не только человек, не только сын Давидов, но и Сын Божий.

И далее самые замечательные главные слова: “и веруя, имели жизнь во имя Его”. Не эту биологическую жизнь, которая, естественно, когда-то заканчивается, а жизнь вечную. И всё повествование о Христе, вся проповедь о Нём, это именно есть проповедь о жизни вечной. Поэтому не случайно сегодняшнее евангельское чтение было подобрано именно так из книги Деяний апостолов, что оно заканчивается словами: “Идите, и ставши во храме”, – говорит ангел апостолам Иоанну и Петру, которых арестовали, их ангел ночью чудесным образом освобождает, – “говорите народу все сии слова жизни”. “Слова жизни” – вот что значит Евангелие! Это – радостная весть именно потому, что она несёт нам жизнь.

И вот сегодняшнее воскресение, которое называется ещё “антипасха”, то есть не против Пасхи, а антипасха – это как бы вместо, как бы вторая Пасха. Для кого она вторая была? Она была вторая для Фомы, потому что он в первую Пасху, когда Господь воскресший явился ученикам, не был с ними. Он, по видимому, был человек, который предпочитал какое-то горе и трагедии переживать в одиночке, бывают такие люди. Но, как видим, что Фома и такие люди, много потеряли в этот первый день Пасхи. И когда ученики сказали, что видели Господа, он говорит: “пока не вложу перста моего в язвы от гвоздей и руки в пронзённые рёбра, не поверю”. И Господь приходит навстречу этому человеку, который желает веры, хочет поверить, но сомневается. Так приходит к каждому из нас, и на следующий день, на следующую неделю, спустя 7 дней, приходит Иисус опять к ученикам. Двери закрыты, они сидят, ожидают, и Фома на этот раз тоже с ними, всё-таки, так сказать, у него была надежда на веру. И Господь явился, и первое, что говорит, обращается к Фоме и говорит: ”Фома, вложи перст свой в мои руки пронзённые, вложи свою руку в мои пронзённые ребра, и не будь неверующим, но верующим”.

Вот веровать, во что веровать? В то, что Иисус воскрес! А раз Он воскрес, значит, Он именно Сын Божий, а не просто обычный замечательный человек, который пожил, умер, очень конечно печально, жалко, трагедия, но его нет. Нет! Он сказал: ”Я всегда с вами, во все дни до скончания века”. И вот Он приходит к Фоме, и говорит об этом, и Фома бросается на колени, говорит “Господь мой и Бог мой”. И Господь сказал: “Ты поверил, потому что увидел. Блаженны невидевшие и верующие”.

Почему мы говорим о вере, а не о знании, не о знании Бога? Потому что мы как малые дети, которые не всё могут понять, что им объясняют взрослые. Их возрастание лишь тогда совершается, когда они верят, что если ему папа с мамой сказали, что дважды два четыре, значит действительно четыре. Если сказали, что не надо смотреть телевизор, а надо делать уроки, он верит и делает уроки, ну и так далее. То есть если он верит родителям, а не знает, что “да, надо действительно делать уроки”, он ещё мал для этого. И вот нам говорится то же самое, потому что вещи, которые нам открывает Бог, они превосходят наше понимание. И поэтому всё это строится именно на доверии к Богу. А оснований для этого доверия у нас более, чем достаточно.

И главное для этой веры во Христа (он поверил, потому что увидел), главное для веры во Христа – встреча со Христом. Вот как Фома встретил Его на своём пути, и он уверовал. Как апостол Павел встретил на пути в Дамаск, была такая драматическая встреча – упал с коня, яркий свет ослепил, – и уверовал, и стал другим человеком. И вот для нас также необходима такая встреча, не в смысле, что что-то такое необычайное, а встретить Христа. Мы можем встретить Его в самых разных ситуациях, самым разным образом. Сколько людей, столько возможностей такой встречи. Кто-то встречает, читая Евангелие, и действительно проникаясь любовью и мудростью Того, о Ком рассказывает Евангелие. Кто-то изучает историю Церкви, догматы, и видит, да, действительно, только Бог мог выстраивать так, несмотря на все человеческие грехи, выстраивать Церковь такой, что она становится столп и утверждение истины Христовой. Множество, множество, других путей, но главное, чтобы эта встреча произошла. Главное, чтобы мы поняли, что да, действительно, Он – Спаситель мира, и вот будем искать. И с кем это ещё не произошло, кто ещё не уверен, что он встретил Христа – просить об этом, и искать Его всеми теми путями, которые перед нами открыты. Храмы открыты, книги есть, Евангелия, пожалуйста, читайте, покупайте, уже 20 лет. Важно, чтобы только мы хотели этого и шли, искали этой встречи.

Аминь.