протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 апреля 2012

Фонограмма


Деян., 6, 1-7.

1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

Мк., 15, 43-16, 8.

43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

 

Глава 16

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Если первое воскресение после Пасхи Церковь посвятила воспоминанию об одном из 12-ти апостолов, а именно о Фоме, то второе воскресение посвящает ученицам Господа Иисуса, потому что Его окружали не только апостолы, но и окружали женщины, которые пришли из Галилеи. Другие женщины, знатного происхождения, помогали Ему пожертвованиями. Словом, это была такая община, где были и ученики и ученицы. И вот сегодняшнее воскресение посвящается, главным образом, именно ученицам. Почему говорю “главным образом”, потому что кроме этого вспоминается ещё Иосиф Аримафейский, член синедриона, который, тем не менее, осмелился пойти к Пилату, просить тело Иисусово и с почестями похоронил Его во гробе, то есть в маленькой пещере, которая была им приготовлена, как у всякого богатого человека, так сказать, впрок. И Никодим, который ночью к Нему приходил. Люди, занимавшие высокое положение, были учениками Иисуса, но тайными.

А вот бывает такая ситуация, когда близкие ученики в страхе разбежались, а те, от которых, казалось, никто не ожидал, повели себя честно и мужественно, и сделали то, что боялись сделать ученики – пошли к Пилату, просили тело, погребли с достоинством. И, конечно, главным образом это воскресение посвящено тем ученицам – перечисляются Мария Магдалина, Мария Иосиева, Саломия и прочие, прочие, прочие – жены-мироносицы. Почему они так называются? Потому что они принесли это самое миро: благовонные масла, которыми помазывают тело, завёрнутое в льняную ткань, чтобы оно не издавало естественного при разложении запаха, поливают этими благовониями, и тело остаётся, пока оно не высохнет, а потом уже, через какое-то время, год-два, собирали косточки и хоронили уже в другом месте, в специальном таком сосуде, оссуарии глиняном. Но до этого дело, как мы знаем, не дошло. А когда они пришли на следующее утро, то первыми получили весть о том, что Господь воскрес. Первыми встретили воскресшего Господа. И вот это событие описывают все четыре Евангелия.

И вот сегодняшнее празднование жен-мироносиц подчёркивает ещё одно важное обстоятельство, казалось бы, в общем-то, не связанное непосредственно с этим, а именно – древность евангельских текстов. Мы знаем, что из сохранившихся текстов можно точно датировать послания апостола Павла. По многим свидетельствам, это где-то 40-50-е годы первого века. Но в этих посланиях апостол Павел говорит о том, что да, Господь действительно воскрес, явился Симону, потом другим ученикам, потом более чем пятистам братьям и так далее, и так далее. Ничего не упоминает о женщинах. Почему? Ответ очень простой. Потому что в древнем мире свидетельство женщин, оно всерьёз, конечно, никем не воспринималось. Если бы апостол Павел стал говорить, что “вы знаете, Он явился первым к женщинам” – “Ну знаешь, мы тебя в другой раз послушаем, мало ли чего там женщины скажут”. И поэтому он как бы редактирует эту евангельскую весть и говорит о братиях. Он говорит конечно правду, не обманывает никого, действительно, явился братьям, Петру и так далее, но о женщинах лучше умолчать, оставить, так сказать, для внутреннего употребления. А евангельский текст об этом напрямую говорит, именно об этом, все четыре согласны, что прежде всего явился этим вот женщинам.

Представить себе, что сначала были написаны тексты апостола Павла, где он умалчивает, а затем были написаны тексты Евангелия, где о женщинах вдруг начинают опять говорить, трудно, потому что едва ли это можно было добавить, чтобы дискредитировать Евангелие. Это просто говорит о том, что они были сразу записаны, вот эти древние тексты, они сохранились и никуда уже от этого не денешься. Все Церкви об этом согласно знали, и все четыре евангелиста об этом согласно свидетельствуют. Так что это первая, такая великая услуга, которую оказали жёны-мироносицы, сами того не подозревая, оказали нам и всем исследователям Евангелия, что действительно, евангельские тексты очень древние, древнее послания апостола Павла.

Другое дело, что они могли быть записаны в то же время, или позже, и так далее, но то, что сами вот эти записи и воспоминания сохранились с первых же евангельских дней, в смысле дней жизни Церкви, это совершенно несомненно. Так что в этом их великая заслуга тоже.

Но главное, конечно, здесь то, что они проявляют два важнейших качества человека в его духовном пути и вообще в жизни – качества любви и верности. Ученики боялись, а женщины не боялись. Пошли, ну что женщинам сделают? Как говорится, сила Божия в немощи совершается. Вот они-то и пошли, мы знаем это очень хорошо. И в советское время – другое время, другая культура – но, тем не менее, если какой-то профессор, или директор пойдёт, то, конечно, заметят, с работы прогонят и так далее. Но если какая-то бабушка пошла – да ладно, пускай ходит. То же самое и здесь. Но благодаря этому, они первыми увидели Господа Иисуса, они первыми приняли вот эту прекрасную, радостную весть.

И верность, верность Самому Господу. Они прежде всего думают об этом, из любви и верности идут на могилу. Евангелисты немножко по-разному пишут. Один пишет: “В сущей тьме”, пошли на гроб, то есть ещё когда темно было. Другой пишет: ”Возсиявшу солнцу”. Но всё это детали, ясно, что очень рано пошли, очень рано. И рассуждают, кто камень отвалит от гроба, ангелов увидели и всё прочее, это вы всё знаете прекрасно из евангельского текста.

И на что ещё важно обратить внимание, что они могли бы как ученики или как Фома, скажем, впасть в депрессию, “знать ничего не хочу, пока сам пальцы не вложу… ” и так далее. А вот этого не было, никакой депрессии. У них – послушание закону. Суббота – покой, как бы ни хотелось пойти и вроде помазать надо, и повод такой, нет – закон есть закон, в субботу остаются в покое. Как только появилась возможность – пошли с этими благовониями на гроб. То есть они занялись тем, что предписывала традиция, обычай – помазать тело. Займись делом, вот таким делом. И вот занятие делом – первое средство против всякой депрессии. Вот они это нам показали, своим примером, что когда что-то случилось, не впадай вот в эту самую депрессию, “ах, как всё плохо”, один кушать начинает, другой начинает алкоголем себя поддерживать и так далее. А заняться делом, пойти сделать что-то. То, что они могли сделать, то, что предписывает традиция, обычай. Эта великая важность и роль традиции, что помогает человеку в эту труднейшую, трагическую минуту избежать вот этого падения, а наоборот – себя достойно повести. Любовь и верность – вот самые главные качества, которые нам показывают сегодня эти героини сегодняшнего дня.

Поэтому будем благодарить их, благодарить всех тех женщин, которые действительно созидают, спасают жизнь тогда, когда мужчинам это оказывается по разным причинам не под силу. И в наше время мы видим, как много мужчин ломается, падают, кто в наркотики, кто в алкоголь, кто в какие-то преступления и прочее, прочее. За последние 20 лет нашей российской жизни мужчин стало на 10 миллионов меньше, чем женщин. Конечно, это печальная цифра, но, тем не менее, женщины оказываются устойчивее ко всяким неблагоприятным воздействиям.

И пусть Господь благословит всех наших сестёр в этот замечательный день, который можно назвать нашим православным и вообще христианским 8 марта. Поздравляем всех наших сестёр замечательных и пусть их пример будет всегда вам таким вот руководящим подспорьем во все дни нашей жизни, во всех трудностях, печалях, трагедиях даже. Пусть пример жён-мироносиц будет для нас всегда поддержкой.

Аминь.