протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 мая 2012

Фонограмма


Деян. 9: 32-42

32Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

Ин. 5:1-15

1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

(в начале дефект записи)

…радость христианской вeры, потому что именно Воскресение убедило учеников, и является основанием нашей веры в то, что Иисус из Назарета был не просто один из замечательных людей, который несправедливо потерпел казнь, а был действительно Сыном Божиим. И каждый эпизод нами уже прочитывается и думаем о нём именно в свете Воскресения Господа.

И сегодняшняя история нам хорошо знакома, и, тем не менее, следует её ещё раз себе напомнить, как каждый евангельский эпизод, когда мы перечитываем Евангелие, вроде мы их хорошо знаем все, почти наизусть, и, тем не менее, важно представить себе это заново. Чтобы это не осталось просто такой сухой информацией, а мы сердцем приобщились к тому, что же происходило. Вот эта купальня Вифезда, в которой археологи нашли множество языческих надписей (благодарили языческих богов), и прочая, и прочая, то есть ясно, что это был некий природный источник, который действительно даровал исцеление. Но люди не связывали это непосредственно с Богом Израиля, а самые разные были верования. Туда стекались самые разные люди, с неизлечимыми болезнями, и годами там пребывали. Вот мы сейчас, когда у нас стала свободная Россия, знаем, что такое бомжи, особенно когда мы с ними встречаемся в вагонах метро, в первом и последнем вагоне они концентрируются, и представляем вот это неприятное ощущение от пребывания вблизи этих людей. А вот представьте, там все эти пять крытых ходов наполнены были этими людьми, которые там годами находились. Конечно, там не было никакой канализации и всего прочего, и представляете что это было, какая это жуткая клоака, наполненная человеческими страданиями, человеческой грязью и всем прочим.

И вот туда сходит Господь Иисус. И, по-видимому, Он обращается в этом множестве несчастных, больных людей, к самому несчастному, который 38 лет не может добраться до купели, все его расталкивают, и никакой надежды у него нет. И Господь говорит: “Хочешь ли быть здоров?”. Мне кажется, что эти слова – центральные в сегодняшнем евангельском чтении о расслабленном (так называется сегодняшнее воскресение – Неделя о расслабленном). Самые главные, центральные слова, вокруг которых строится всё остальное – “хочешь ли быть здоров?” И больной отвечает: “Да, Господи, но не имею человека, который бы мне в этом помог”. Тогда Господь ему говорит: “Встань, возьми постель и иди в дом свой”. Он послушался – вот это второе центральное слово – и пошёл в дом свой, неся на себе эту циновку, на которой лежал.

Ну затем его порицают, что сегодня день субботний, нельзя ходить, а он отвечает, что Тот, Кто меня исцелил, сказал мне: “возьми и иди в дом свой”. И я Его послушался, и вот я исцелел. И затем, они его спрашивают: “Кто этот Человек, как Его имя?”. Он не разобрался в полумраке этой купальни Вифезда, а потом Иисус его встретил и сказал: “Вот ты выздоровел, смотри, Бог простил тебя, твои грехи, смотри не греши больше, чтобы не стало с тобою чего хуже”. И дальше (сегодня в чтении этого нет, но дальше по евангельскому тексту) “и он пошёл и донёс Иудеям, что исцеливший его был Иисус”. И ещё больше стали гнать Его Иудеи, потому что не только Он исцелял в субботу, нарушал субботу, но и Себя именовал Сыном Божиим.

Вот замечательный эпизод для размышления. Как много мы полагаемся на человеческие, телесные, природные силы, которые да, существуют, да, помогают, но не так, как помогает Иисус, который начинает новую жизнь. В сущности, вот это слово – “встань, возьми постель и иди”, оно близко к слову “воскресни”. И мы в псалмах нередко видим, что эти слова как бы взаимозаменяемы. Он обращает его к воскресению, к новой жизни. И вот так каждый человек, когда он хочет от чего-то избавиться, то прежде всего должен поставить вопрос – а хочешь ли ты от этого избавиться, или тебя вполне устраивает такая жизнь: в депрессии, в унынии, в каком-то непонятном ничегонеделании, в каком-то состоянии, когда непонятно где работать, что делать, чем заниматься и так далее. И человек как бы находится в этой болезни, и вот первый вопрос: “А хочешь ли ты от этого избавиться, или это тебя вполне как-то более-менее устраивает?”. И когда человек хочет, то тогда он призван послушать то слово, которое говорит ему Господь Иисус. И не только послушать, но и сделать по этому слову. И тогда наступает вот это исцеление, воскресение человека к новой жизни.

И надо сказать, что, конечно, это касается не только каждого отдельного человека, его веры слову и дела по этому слову, но касается и каждого народа, каждой страны, потому что все люди пребывают вот в этом состоянии такой же мрачной купальни Вифезда. Все они пытаются расталкивать друг друга, пробиваясь к власти, славе и деньгам, и прочему, прочему. И всё это и напоминает такую страшную клоаку.

И как важно, действительно, и каждому народу услышать это слово, пойти за Христом, и не предавать Его, как предал этот расслабленный. И мы знаем из истории нашей страны, когда вот это предательство XIX-го – начала XX-го века, отречение от христианства и неумение различить подлинную духовную Церковь Христа от двойника Её, недостойных, нередко, служителей. Неумение увидеть, причём со стороны самых лучших, честных, открытых людей, неумение увидеть, что именно это – путь спасения, а не то, что придумывают люди: артисты, демократы, социал-демократы и прочие, прочие.

И вот это важно! И сейчас, когда начинается новый этап нашей страны, когда мы вроде бы возвращаемся опять к этим отвергнутым ценностям, как важно идти за ними по-настоящему. Как важно вновь не предать, оставив лишь только внешность, а забыв самую суть христианства, суть призыва Господа – идти за Ним, воскреснуть для новой жизни, а не пытаться теми же земными средствами устроить эту жизнь.

Пусть Господь благословит всех нас, нашу страну в эти тревожные дни, чтобы действительно это всё не стало человеческими путями решения, а стало призывом к обращению как можно большего числа людей, не говорю всех, это наверное пока ещё нереально, всегда будут люди, которые отвергают, но те, кто хотя бы называет себя христианами, называет себя православными, чтобы они действительно по-настоящему не декларировали только, а жили; не только сказали: “да, хочу”, но и делали то, что сказал Господь в Своём Евангелии.

Аминь.