протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 мая 2012

Фонограмма


Деян., 11, 19-26, 29-30.

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

 

Ин., 4, 5-42.

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Чтение на литургиях после праздника Пасхи – апостольские, евангельские – действительно говорят нам о том, что наступила новая эра, наступила какая-то другая жизнь, другие отношения между человеком и Богом, и между людьми. Сегодняшнее чтение из книги Деяний святых апостолов рассказывает о том, как поначалу апостолы, их ученики первые, проповедовали только иудеям, евреям. И пришли в Антиохию, и там тоже стали проповедовать, и там было много греков, которые с радостью приняли весть о Христе и уверовали. Это так всех удивило, а Варнава, близкий друг Павла, “муж добрый”, как говорит о нём книга Деяний, послал в Тарс за Павлом и вместе они продолжали проповедовать в Антиохии, потому что Павел был человек исключительного дара высокого, образования, и светского, и религиозного иудейского, и поэтому он представился для Варнавы подходящим человеком, который может поддержать этот его труд в этом городе, в Антиохии. И сказано, что там впервые ученики Христа стали называться христианами. Это очень важно, рождение этого слова – христиане, то есть ученики Христа.

И не только об этом рассказывает этот сегодняшний отрывок из книги Деяний. Тут же рассказывается о том (казалось бы другая тема идёт), что были там некоторые пророки. Один из них, по имени Агав, сказал, что великий голод будет по вселенной, и действительно, он был при императоре Клавдии, как говорит автор книги Деяний апостол Лука. И поэтому решили в Антиохии, богатом торговом городе, христиане решили собрать средства и послать помощь в Иерусалим, город гораздо более бедный, не было там ни портов, ни торговли, ничего такого особенного – поддержать друг друга. Вот это очень важное свидетельство того нового, что Бог вводит в наш мир новой эры. Во-первых, появляются христиане, и, во-вторых, они не просто любят Бога, но любят ближнего и собирают средства, чтобы помочь своим братьям в другом городе, которые беднее их, которые в этом нуждаются. Вот началась какая-то новая эпоха взаимоотношений и между людьми.

И как бы в параллель этому идёт евангельский рассказ о Самарянке. О том, как Господь проходит с учениками через область Самарии, совершая путь из Иерусалима на север, в Галилею. И там можно идти двумя путями. Путь более долгий – по долине Иордана, и более краткий – через Самарию. Предпочитали более долгий путь, потому что путь через Самарию был небезопасен по двум причинам. Первая, что эта область, Самаряне, были люди как бы староверы из Иудеев, многого того, что появилось в иудаизме где-то уже после плена, они не принимали, а предпочитали жить теми традициями, которые были ещё за 5 веков до Рождества Христова. И до сих пор там осталось некоторое количество деревень, в которые приезжает множество туристов, и могут видеть все эти обычаи, которые были именно за 500 лет до Рождества Христова. Так вот люди и живут.

И там их принимали, к ним относились очень враждебно, такая вражда была между ними, как между, скажем, православными и старообрядцами, и нередко их и грабили, и нападали, и так далее. И, тем не менее, Господь проходит с учениками через эту область Самарийскую, населённую Самарянами, и останавливается у колодца. Жаркий день. Сказано – шестой час, то есть по нашему исчислению это 12 часов дня, полдень. Ученики идут в селение купить пищи, Иисус остаётся один у колодца. И приходит женщина с кувшином воды, из Самарийского селения, и вот тут начинается самое интересное. Господь начинает с ней говорить.

Потрясающая новизна Евангелия в том, что уже мы слышали в прошлое воскресение об исцелении расслабленного. Иисус приходит в место, где собрались эти язычники, иудеи… Там ожидают вот этого возмущения воды. Ангел сходил иногда и получали исцеление те, кто первым входили. И находит в этом месте, зловонном, несчастном, самого несчастного, который 38 лет лежит и некому помочь ему, чтобы сойти, когда только вода возмутится. Другие, расталкивая его, отталкивая, входят первыми, и он снова ждёт, когда это случится. И Иисус говорит ему: “Возьми постель и иди в дом свой”. Тот, поверив в слово Божие, совершает это действие и получает полное исцеление.

И вот в сегодняшнем Евангелии тоже рассказывается о том, что Господь обращается к самым, так сказать, презренным – к презренной женщине. Ну, во-первых, Самарянка. Иудеи с Самарянами не общаются, она первому Ему говорит: “как Ты, Иудей, мужчина, просишь пить у меня, Самарянки, женщины?” Вообще Иудею общаться с женщиной, такой, порядочной, вообще не пристало никогда, даже разговаривать с ней, тем более. Тем более первому заговорить, это вообще какой-то нонсенс! И она этим удивлена. А Господь весь этот последующий разговор поворачивает так, чтобы земными словами говорить о небесном.

И вспоминаются слова пророка Исайи: “Мои мысли – не ваши мысли, и не ваши пути – Мои пути. Но как небо выше земли, так Мои мысли выше ваших мыслей”. Он говорит с ней о простых вещах, но под ними подразумевается что-то совсем другое, она даже не сразу понимает. Иисус часто говорит загадочно, и не только Он говорит, но и Евангелие само загадочно, потому что оно земными словами говорит о небесном. Почему людям так трудно бывает читать Евангелие даже в русском переводе. Казалось бы, все слова понятны, а вместе ничего не понятно. Потому что речь идёт земными словами, образами, о вещах небесных. Если сердце не повёрнуто к этому, небесному, духовному, то чтения не получается.

И вот Он ей говорит о том: “что ты удивляешься? Вот если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, ты сама бы просила у Него пить”. Она наивно полагает, что речь идёт о какой-то особенной воде, Он говорит, что если кто будет ее пить, уже не будет жаждать опять, не надо будет приходить на колодец, брать эту воду, и всё такое. Но Господь говорит о другой воде. Это понятно, как Он о Себе говорит: “Я – хлеб жизни, сошедший с небес”. И далее продолжается разговор: “Дай мне такой воды”. “Хорошо, иди позови своего мужа”. И вот тут-то выясняется, что пять мужей у неё было. Она говорит: “Нет у меня мужа”. “Как? Пять мужей было, а сейчас? У тебя пять мужей было. И который сейчас есть тоже не муж тебе”. Ну вот, гражданский брак, мы видим, и тогда был, очень распространён и сейчас, мы видим, чем он кончался.

И она говорит: “Я вижу, Господи, что Ты пророк”. Она говорит с самого глубокого сердца. И начинает спрашивать: “Вот вы поклоняетесь в Иерусалиме, мы поклоняемся на этой горе – где же правильно?” И происходит поразительная совершенно вещь с этой простой женщиной. Женщиной, не только чуждой какой-то такой секты Самарянской, а женщиной, которая приходит в полдень за водой, не как все другие женщины – обычно утром или вечером, потому что днём жарко. Она боится своих соседок, которые осудят её за её неудачную жизнь. Приходит в полдень. И вот Он этой женщине начинает говорить о самых главных вещах – где же поклоняться. Он говорит: “Бог есть дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине, не на этой горе, и не на той. Это время уже наступает, и настало уже”. Казалось бы, самые сложные слова, казалось бы, они могут быть понятны человеку с образованием, богословски образованному. Но в том-то и очарование и чудо Евангелия, что эти простые слова – они всё равно остаются до конца необъяснёнными и самыми образованными людьми.

По поводу послания апостола Павла написаны библиотеки книг, и всё равно мы чувствуем, что это не исчерпано, то, что говорит апостол и то, что говорит Евангелие. И в то же время, это оказывается понятным для этой простой женщины! “В духе и истине”. Она понимает, что речь идёт о чём-то чрезвычайно важном, самом возвышенном, самом таком предмете мечты. Мы знаем, что придёт Христос, Он нам объяснит всё, чего мы ещё не понимаем. И вот тут Господь этой женщине, с неудавшейся её жизнью, Самарянке, говорит: “Это Я”. Открывается ей. И она понимает, что что-то необычное было в этом разговоре с Ним. Какая-то радость, как ученики потом на эммаусском пути скажут: “Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на пути?”. И она забывает свой сосуд, глиняный кувшин, а это вещь такая довольно дорогая была (это не сейчас, когда полно всякой посуды), и бежит, забыв об этом, бежит к этим самым своим соплеменникам-односельчанам, которые её презирают за её несложившуюся жизнь, рассказать об этой радости. “Посмотрите, я встретила Человека, Который мне рассказал всё, что я сделала. Не Он ли Христос?” Они приходят, и пока она там бегала, туда-сюда, приходят ученики и удивляются: “Что Ты разговариваешь с женщиной?”. Но никто не осмелился спросить, наверное Учитель знает, что делает. И – “Равви, ешь”, принесли еды. Он говорит: “У Меня есть пища, которую вы не знаете”. Опять говорит нам о том, что не только для Него, для каждого из нас есть пища, которую мы не знаем.

Мы понимаем, что когда у человека есть какое-то радостное событие в жизни, то допустим, всё время желание чего-нибудь поесть, пожевать, уже куда-то уходит. Уходит желание чего-то выпить, закусить, и так далее. Уходит, потому что приходит что-то радостное в жизни, которого до этого ещё не было.

И Господь говорит: “Смотрите как нивы готовы, как они побелели”. Как много того, чтобы принести им эту пищу духовную. И после этого Самаряне приходят к Нему, говорят с Ним, чувствуют, что действительно что-то особенное исходит от этого Человека. И просят остаться. И заканчивается словами похожими на отрывок из книги Деяний – “стали называться христианами”, а здесь заканчивается словами: “ибо мы сами увидели, не по твоим словам, а сами поняли, что это есть Христос”. Христос – Помазанник, Спаситель мира.

И вот потрясающее чтение в том отношении, что эта женщина (впоследствии христианское предание даже даёт ей имя – Светлана, свет, пришедший через неё) обращает в христианство своих односельчан. И как много потом примеров, когда одна женщина, равноапостольная Нина обращает Грузию; равноапостольная Ольга обращает, в сущности, Россию, через неё началось, Владимир уверовал через неё. И много таких других примеров. Она искала устройство своей жизни, а Господь дал ей нечто большее. Господь нам говорит: “Ищите прежде Царствия Небесного, и правды его, и остальное приложится вам”. Может быть, ты ищешь супружества и прочее, прочее, а, может, оно совсем не сложится, а твоё призвание какое-то совсем другое – идти с такой полной самоотдачей служить Богу и ближнему.

Аминь.