протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
20 мая 2012

Фонограмма


Деян. 16:16-34

16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

 

Ин. 9:1-38

1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

(в начале дефект записи)

…Наверное можно сказать так, что эта тема сопротивления человека Богу. Человеку по его природе свойственно желание, чтобы ничего не менялось. Чтобы всё одно и тоже было: зима, весна, лето, осень, потом на следующий год этот круговорот, и всё такое. И языческое мировоззрение, оно было таким вот неподвижным. Иудаизм впервые внёс вот эту динамику, что мир – это не просто какая-то цикличность, и многие сейчас есть теории о том, что Вселенная постепенно расширяется, потом сжимается, потом опять расширяется, ну в общем, всё одно и то же. И только Библия открывает, что – нет. Мир – это направленный процесс, от некоей точки к какому-то прекрасному будущему. И вот это движение, оно человеку совершенно противоположно. Человек предпочитает, чтобы всё повторялось одно и то же, чтобы ничего не менялось. И из этого, собственно, и рождается одно такое человеческое свойство – консерватизм, любовь к старому.

Господь это понимает и однажды даже сказал, что “никто, пив старого вина, не захочет нового, ибо говорит, что старое лучше”. Многие это знают, наверное, по своему опыту. И это действительно так. Но, тем не менее, Господь в другом месте говорит: “се, творю всё новое”, потому что мы призваны к этой эволюции. От амёбы, с которых мы начали своё существование, до ангелоподобного, как ангелы пребывают в Царстве Божием. Но человек этому отчаянно сопротивляется. И вот эти оба рассказа как раз и посвящены этому отчаянному сопротивлению.

Если мы посмотрим это достаточно большое повествование об исцелении слепорождённого, то здесь имеется несколько важных истин, которые евангелист и Сам Господь хочет, чтобы мы в этом как-то утвердились и запомнили. Во-первых, проходит, видит слепорождённого, ученики спрашивают: “отчего он слепой родился? Он согрешил, или родители его?” Вот это одно из твёрдых убеждений людей, как бы такое природно рождающееся, что если что-то такое произошло нехорошее, это значит за что-то. Что если человек инвалид, и всё такое, то это оттого, что у него родители не так поступили, и так далее. Интересный был эпизод, когда одного тренера футбольной команды уволили за еретические воззрения. Казалось бы странно, футбол – и как с этим связано? А однажды он, поучая своих подопечных, сказал, что вообще инвалиды, которые родились, это у них кто-то там в роду был такой нехороший, неправильный, поэтому родились инвалидами. Ну и кто из вас так сразу неспособный, то и надо его сразу отчислять и всё. Он в тренировки особо не верил. Вот есть природные данные – есть, нет – значит нет, кто-то там согрешил.

И вот Господь прежде всего этому противостоит: нет! не поэтому. Потому что здесь начинаются всякие реинкарнации, вот, в прошлом своем воплощении он был тем-то и тем-то... Как у Высоцкого в известной песне, если ты плохо себя вёл, то в следующей генерации ты будешь животным таким, с пятачком. И Господь этому решительно противостоит. Нет! но это для того, чтобы на нём явились дела Божии.

Ну, когда здесь идёт исцеление, с этим понятно. Но конечно можно спросить: “ну а как же с другими, с больными детьми?.. А дела Божии прежде всего в нашей заботе об этом. В нашем внимании, в нашем усилии, вот к этим больным детям, инвалидам. Мы видим, как действительно христиане, действительно святые по своей натуре, посвящают не только какое-то время, а всю жизнь больным детям, умственно отсталым, сумасшедшим, и так далее, и так далее. То есть действительно, вот это дела Божии, для этого. Конечно, целиком мы всё равно не ответим на вопрос: почему болеют дети, почему они умирают, и так далее, – это некая тайна Божия. Но Господь нам говорит, что во всяком случае не потому, что кто-то там неправильно поступил. Хотя мы конечно понимаем, что если там отец алкоголик и прочее, прочее, то всё это возможно. Но думать так – неправильно.

Затем Господь нам показывает, что это исцеление происходит не просто так. Он делает брение, мажет глаза, говорит “пойди умойся”, и так далее. Вот этот слепой через весь город проходит, ищет эту купальню, в общем, целая история, и, омывшись водой, получает исцеление. Совершенно ясно, что это то, что в будущем будет названо богословским термином “синергия” – совместный труд Бога и человека. Если человек не идёт навстречу Богу, не прикладывает своих усилий, то ничего и не произойдёт.

И, наконец, происходит самое главное, кульминация, когда видят, что действительно, человек прозрел, он так даже изменился, что непохож. Одни говорили, что это он, а другие говорят – похож на него. Ну конечно, когда у человека были закрыты глаза, слепые, то когда человек открыл глаза, ходит, видит, конечно он совсем другое впечатление производит. И послали к фарисеям: что ж такое произошло? Чтобы они оценили это событие, потому что в субботу произошло, а в субботу вообще нельзя исцелять, нельзя брение делать и так далее. К знатокам Закона. Фарисеи сразу сказали: “не от Бога Этот Человек, если в субботу делает такие дела. Ну мало ли что исцелил? Суббота – значит всё, не делать, так не делать”.

Вот, скажем, мне рассказывали про одну семью, она ещё в Москве жила, потом уехала в 70-е годы на историческую родину. И вот забыли зажечь свет в пятницу вечером, чтобы в субботу в туалете свет был, а нельзя огня зажигать в субботу. Значит, звонят знакомым, которым ехать с другого конца города: “пожалуйста, зажгите нам свет”. Приезжают, зажигают, о! теперь всё в порядке. Мы и субботу не нарушили, и светло будет в туалете. Как хорошо! В общем, делать ничего нельзя в субботу, совершенно ясно. А Он тут исцелил!

Ну, они тоже проявляют такую верность, порядочность. Они его спрашивают: как исцелил, он подробно рассказывает, да не один раз. Потом родителей приглашают разобраться: “что, это правда ваш сын? Он слепой родился?” – “Да, слепой” – “Как же он прозрел?” Они боятся, что их изгонят из синагоги, говорят: “Мы не знаем, самого спросите”. Ну и так далее. И заканчивают тем, что “воздай славу Богу. Мы знаем, что Тот Человек был грешник. Тебя Бог исцелил, а не Этот Человек”. Разделить, отделить Христа от Бога. “Это так, как-то странно совпало, а исцелил тебя Бог, а Этот не от Бога Человек”.

Но слепец остаётся верным себе и верным Господу. Когда его спрашивают: “А ты что о Нём скажешь?” – “Это пророк”. Пророк, потому что сотворил чудо. Разве грешного человека будет Бог слушать? От века не слышно, чтобы кто-то родился слепорождённым и получил исцеление. На что ему сказали фарисеи: “Ты весь во грехах родился, и ты нас ещё учить будешь? Иди отсюда”.

То есть возвращаются к тому самому, с чего начинается рассказ: “во грехах родился”. Значит, кто-то согрешил, а он теперь слепой, ну, что делать! Значит, в чем-то согрешили – а теперь слепой, расплачивайся за это. И вот эти видящие, знатоки Закона, порядочные люди, проводившие дознание очень скрупулёзно, оказываются слепыми. Почему? Потому что хотят держаться за старое.

Евангелие от Иоанна начинается замечательными словами в конце Пасхального чтения. “Ибо Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа”. Могут сказать: что ж теперь, значит, не надо Закон соблюдать? Апостол Павел на это гениально отвечает: “Закон был детоводителем ко Христу. А с этого момента начинается благодать”. Это тоже ужасно трудно для человека. Гораздо проще, пусть даже сложные заповеди, вот это сделай, это сделай, это сделай... А тут – люби и всё. “Люби Бога и поступай, как знаешь” – скажет потом блаженный Августин три века спустя. Но это безумно трудно. Это требует какой-то честности. Да, я всё сделал до конца, я всё сделал по любви. Ну, что мог, то сделал, что не мог – не сделал. Но всегда можно под эту марку от чего-то отлынивать. А христианство тем и трудно, что оно не даёт рецептов, не даёт определённых границ и рамок, а полагается на нашу честность. Вот в этом вся проблема.

А люди говорят – “нет, нам этого не надо”. Нам надо Закон, а если нарушается Закон, значит не от Бога Этот Человек. Как вот прославила Константинопольская Церковь мать Марию Скобцову, которая замечательная была поэтесса, высокой культуры человек – всё это оставила, оставила свой дар... (Многие говорят, что вот тебе дан дар, ты должна служить только этим, не смей больше ничем заниматься). Она всё это бросила и стала собирать по Парижу русских эмигрантов, безработных, спившихся уже, потерявших человеческий облик, добывать для них пищу, собирать деньги, чтобы их как-то подкормить, поддержать. Потрясающая совершенно женщина! И в то же время писала замечательные богословские статьи, в эти же все дни. И закончила в немецком концлагере, пошла вместо другой женщины в газовую камеру. И вот говорят: “как её прославили-то? Она же курила, говорят, при жизни? Разве можно курящую прославлять?” Или говорят, что Бах замечательный композитор, но жалко, будет в огне гореть, потому что не православный. И это идёт всё время. Пришли там в какой-то приход, да, там вроде помогают, больным, пятое-десятое, но как-то они без платочков и в брюках. Нет, это не православные. А ведь слово “православие” родилось из чего? Когда правильно учили о Христе, что Он – истинный Человек и истинный Бог. А не из платочков. Про платочки на Первом Вселенском Соборе ничего в постановлениях сказано не было.

И вот нам так важно не только вот это замечать (это легко заметить), а замечать также в себе – где мы держимся за старое, а где мы открыты новому. Но новое, конечно, всегда рискованно, оно может быть непроверенным, неважным, трудным и вообще плохим, неправильным. И, тем не менее, мы призваны вот к этому движению, в Царство Божие. Если будем держаться только за то, что было… Потому что проповедь Евангелия, главная его цель была о Царстве Божием. Не о том, что надо соблюдать традиции, “вот это самое главное”, об этом Господь не говорит, а говорит наоборот, о том, чтобы быть открытыми тому, что Господь творит. “Се, творю всё новое”. Нам так важно не смущаться этим, если нас это окружает, такие упрёки, понимать, что это в человеческой природе такое сопротивление. Но Бог хочет нас призвать к чему-то гораздо большему, к Царствию Небесному.

Аминь.