протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 июня 2012

Фонограмма


Деян., 7, 37-52.

1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты.

11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

 

Ин., 7, 37-52; 8, 12.

37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43Итак произошла о Нем распря в народе.

44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

9Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

2На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Глава 8

12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Когда мы читаем первую главу книги Деяний святых апостолов, то мы не можем не почувствовать атмосферы радости послепасхальной, атмосферы вот этого особого вдохновения учеников, встретивших воскресшего Господа. И в то же время там присутствует некая прозрачность ожидания чего-то ещё большего. И в самом деле, после Вознесения, когда Господь сказал им: “Будьте во граде Иерусалимском, доколе не облечётесь силою свыше”. И это время такого радостного, затаённого ожидания – что же это такое будет? Потому что ученики имели замечательный опыт общения с Господом, были рядом, когда Он совершал чудеса исцеления, внимали Его словам. И мало с чем можно сравнить эту радость, которую они пережили. Но чего-то ещё не было, не хватало какого-то особого вдохновения, и они ещё боялись говорить о том, что они узнали за эти немногие годы своей новой жизни. И вот они собирались вместе по домам для молитвы, для общения, воспоминания. Мы очень хорошо себе представляем как люди, наполненные этой радостью, делятся вместе с теми, кто был свидетелями этих всех замечательных, потрясающих событий.

И вот однажды, в день праздника, в день Пятидесятницы – мы видим, что это характерная особенность Нового Завета, это не просто происходит где-то в отрыве, так сказать, помимо, а происходит именно в дни ветхозаветных великих праздников. Пасха – становится днём жертвоприношения Христа и Его Воскресения. Пятидесятница – день пятидесятый после выхода Израиля из Египетского рабства, в который Моисею было предсказано: “вот тебе знак: на пятидесятый день вы совершите жертвоприношение, молитву у горы, к которой Я вас приведу”. И этот день всё время вспоминали, потому что по этой молитве Бог дал народу десять заповедей, которые стали основанием его духовной жизни, основанием его сохранности, его пути во все последующие годы и века.

И вот в этот же день происходит также знаменательное событие: рождение Церкви, схождение Святого Духа на апостолов. Тоже эстафета вести от Бога человечеству продолжается дальше. В день, когда был дан Закон, была дана и сила Святого Духа для его исполнения, и сила Святого Духа для того, чтобы нести эту новую, радостную весть о любви Божией, нести всему миру. Вот событие, которое произошло в этот день с учениками. И настолько наполнило их радостью, что они видели как бы в виде огненных языков Дух Святой сходит на каждого из них, и они переполнились такой радостью, таким дерзновением, смелостью, что они не могли уже оставаться в этой комнате, а вышли на улицы Иерусалима. Ещё вчера они боялись говорить, сидели вместе, за закрытыми дверьми, а тут вышли и громогласно стали славить Бога и проповедовать о великих делах Божиих. И народ весь изумлялся не только тому, что они говорили – эта удивительная весть, о том, что Тот Иисус, Которого распяли, вот Он-то и есть Христос! Он-то и есть обещанный Мессия. И с такой убеждённостью, с такой верой они говорили, что три тысячи человек в этот день обратились и приняли крещение во имя Господа Иисуса Христа.

Но и другое обстоятельство удивило множество паломников, которые в этот день были на улицах Иерусалима. Потому что в дни великих праздников с разных концов Римской империи, которая простиралась от Гибралтара до Инда, приходили иудеи, которые жили в рассеянии, в разных городах, как многие национальности жили не только в том месте, откуда они родом, но и распространялись по всей Римской империи, благо был общий язык общения – греческий язык. И вот они слышали (каждый, конечно, знал ещё и свой местный язык) и слышали вдруг, что эти люди говорят на языках тех стран и провинций, откуда они пришли. Поражались – как это может быть? Аравитяне, из Каппадокии, из Ливии, Египта, и так далее. И вот это тоже был великий знак, что та проповедь, которую понесут ученики Христа, она предназначена для всех народов, для каждого языка. И сейчас Библия переведена уже более чем на 1200 разных языков целиком, а разные небольшие части Нового Завета переведены на ещё гораздо большее число языков, чтобы каждый народ мог принять эту весть на своём родном языке. Потому что важно не только некое действие и восторг, но и понимание того, что происходит. И в дальнейшем Церковь идёт именно по этому пути, переводя Евангелие на множество языков.

И суть праздника замечательно передаётся главными песнопениями, которые называются тропарь и кондак. Вы их все знаете, конечно, напомню: “Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей”,– то есть ловцов, которых Господь посылает в мир,– “низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе”.

И кондак праздника: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний”,– то есть пришёл, соединяя их языки. Языки, а язык по церковно-славянски означает не только тот язык, на котором говорим, но означает народ, говорящий на том или ином языке,– “егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа”.

Вот эти два богослужебных текста говорят нам об очень важных вещах. Первое из них – тропарь, который говорит о ловцах, которых Господь посылает в мир. В атеистической пропаганде “ловцы душ” это было такое какое-то ироническое произношение, как бы снизило смысл этого послания – “Премудры ловцы явлей”. Не просто они будут ходить ловить, а как? “Низпослав им Духа Святаго, и теми” – этими людьми, которые приняли Дух Святой – “уловлей вселенную”.

Что это означает? Дело в том, что для иудея океан, море, вообще много воды, всегда было образом опасности, часто, образом смерти. Почему погружение в воду при крещении означает умирание и воскресение. И поэтому спасти из этого моря житейского, смерти, где люди подвержены этой духовной смерти, и представляет собой огромную задачу для Бога, задачу спасти этих людей. Вот Он посылает этих ловцов. И не случайно даёт Иисус образ Петру: вот ты был рыболов, а теперь будешь человеки ловить. Не бойся этого, иди и смело это делай. То есть, это взгляд со стороны Церкви на мир.

А в кондаке праздника говорятся ещё более важные вещи – взгляд Церкви на саму себя. “Егда же снизшед языки слия” – когда сошёл Тот, Кто соединил эти языки и сделал понятными речь апостолов для людей разных национальностей, из разных частей Римской империи – “разделявше языки Вышний” – Тот, Который разделил когда-то при строительстве Вавилонской башни языки, чтобы не было вот такой империи зла, империи, которая возвеличится своей горделивостью. Какие-то огромные стройки за счёт страшного угнетения и эксплуатации людей. И разделил Бог народы, чтобы они не понимали друг друга. А вот здесь Он их соединяет во имя добра. Тот, Кто разделил когда-то из этого зла, которое всё это соединение несло. “Егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва”. Призвал всех к соединению тех людей, которые слышат эту проповедь, которые уверовали во Христа. Призывал их не просто – “ну вот вы там все оставайтесь сами”– а чтобы они были едины в Боге.

И вот икона Троицы, которая у нас лежит на аналое. Две иконы сегодня, схождение Святого Духа на апостолов и Троица – потрясающая картина Рублёва, гениальное богословие в красках. Нет ни одного храма, не только православного, но и католического, где бы не было репродукции с этой гениальной иконы. Как говорил преподобный Сергий, и Андрей Рублёв это повторял, что он пишет её именно в знак показать единство Божие в противоположность ненавистному человеческому разделению. Так что на иконе (там гадают, кто Отец, кто Сын, кто Дух Святой и так далее) это умышленно сделано так, что Они едины, обведены как неким кругом, и обликом, и вот этим участием вокруг жертвенной чаши, которая перед Ними находится на престоле. И вот здесь уже взгляд Церкви на саму себя. Она призвана к единству, потому что Дух един, един Господь, едина вера, едино крещение, едина благодать Святаго Духа.

Вот так много нам говорит сегодняшний праздник, и так важно нам уметь в этом единстве преодолевать наше разделение, неприязнь, осуждение, человеческую немощь, ошибки, грехи, всё. Что всех нас Господь призывал к соединению благодатью Святаго Духа. И когда мы задумываемся, что же это такое, схождение Святого Духа, то мне более всего нравится формулировка, данная отцом Петром Мещериновым, который говорил о том, что Бог-Отец посылает в сердца верующих во Христа благодать Святого Духа.

Аминь.