протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 июня 2012

Фонограмма


Евр.11,33-12,2.

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

Мф.10,32-33, 37-38; 19,27-30.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Глава 19

27Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30Многие же будут первые последними, и последние первыми.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня первое воскресение после праздника Пятидесятницы, праздника дня рождения христианской Церкви, когда Дух Святой сошел на апостолов, учеников Христа, которые знали Христа, знали Его учение, были свидетелями Его проповеди, Его чудес, Его смерти, страданий и воскресения. И вот они наконец получили ту полноту, необходимую для того, чтобы идти и, как сказал Господь, “сделайте учениками Моими все народы”. Полноту благодати Святаго Духа.

И вот в следующее воскресение после этого дня рождения Церкви мы с вами вспоминаем всех святых. Воскресение сегодняшнее, которое посвящено именно памяти всех святых, которые прославили Господа. Тех, которые известны, прославлены Церковью, и тех, которые неизвестны, которых мы не знаем или их знает очень ограниченное число людей. И вот в этот день мы слышим отрывок из послания апостола Павла к Евреям, где говорится о праведниках еще Ветхого Завета. О том, что они были “побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих шкурах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли”.

Такую же жизнь продолжали и праведники Нового Завета. И, конечно, светский человек может спросить: “Зачем такой фанатизм? Ради чего человек отказывается от комфорта, нормальной человеческой жизни, и обрекает себя на такие страдания и мучения?”. На самом деле, дело всё в том, что высшее счастье человека не в комфорте и сытости, а в стоянии за правду, в стоянии за истину, за Божию истину. И когда человек находит, соединяется с этой высшей истиной, он соединяется с высшим счастьем своего человеческого бытия. И узнать это счастье дано тем, кто действительно доверяет Богу, кто доверяет тому, что правда Его и стояние за эту правду важнее всех бытовых привилегий, комфорта, власти, и так далее.

И вот, та истина, которая была явлена в Ветхом Завете, еще в более полной мере, в личности Господа Иисуса Христа открылась в Новом. Слово, Которым был создан мир, “стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины”, – говорит евангелист Иоанн Богослов, – “и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”. И вот еще большее число людей пошли за Господом. На протяжении всех веков до нашего времени самые разные люди всерьез становились на путь христианской жизни, и многие из них были прославлены как святые, как образцы христианской жизни. Именно по ним надо судить о Церкви. Не по тем грешным людям, которые называют себя христианами, а на самом деле далеки от Христа, а именно по тем, которые могли жизнь свою положить за Господа. И мы видим, что среди этих людей, которых мы называем святыми, люди самые разные: там и цари, и юродивые, и нищие, там и монахи, там и матери многочисленного семейства – самые разные. И поэтому никто не может сказать: “ну, это надо что-то специальное иметь, быть царем или монахом, а так мы к этому не можем подняться”. Это не так. Вот именно многообразие святых нам говорит о том, что это – призвание для каждого человека. Это – высшее счастье, надо только поверить, что оно гораздо выше комфорта и всего прочего, если только нам приходится стоять за Божью правду.

Апостол Павел говорит нам о том, что “тела ваши суть храм Святого Духа”. Действительно, человек отличается от всех остальных живых существ именно тем, что в нем обитает образ и подобие Божие, который освящается, восполняется действием Святаго Духа. Когда человек верует во Христа, то Отец посылает Духа Своего в сердце такого человека, Который наполняет и делает радостной всю его жизнь.

И подобно тому, как мы храмы освящаем в честь тех или иных святых – вот наш храм Косьмы и Дамиана, есть храм святителя Николая, есть самые разные храмы во имя святых или во имя каких-то событий: Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Воскресения Христова, и так далее. Вот так и мы при принятии Крещения получаем имена того или иного святого, как бы мы посвящаемся этому святому. И поэтому так важно для нас знать о нем, хотя мы понимаем, что есть некоторые святые, о которых известно очень мало, но, если их называют мучениками, то уже одно это говорит о самом главном – что они пострадали за веру во Христа. И тем самым они освящают нас, наш жизненный путь.

Завтра начинается Петровский пост. Для чего нам нужен пост? Потому что это воспитание во-первых дисциплины, воспитание скромности. На фоне массовой индустрии развлечений мы подчеркиваем, что у нас есть другие радости, что мы не живем для того, чтобы есть, а едим именно для того, чтобы жить, чтобы поддерживать свои тела. А главное наше всё-таки не в пище и в питие, “Царство Божие не пища и питие, а радость во Святом Духе”. И вот мы этим постом готовимся к памяти Петра и Павла. Как на протяжении, например, Великого поста мы размышляем о грядущем распятии, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа, так и на протяжении этого поста мы призваны размышлять об этих двух славных служителях Христа. И мы видим, что они очень разные. Петр – простой рыбак, а Павел – интеллектуал, человек образованнейший для своего времени. И, тем не менее, Церковь прославляет их обоих, соединяя как бы и то и другое, и простоту человека, повседневные простые занятия (рыбак) и интеллектуала. Всякое противопоставление является неверным, греховным, потому что Господь хочет всем спастись. И, соединяя их воедино, Церковь подчеркивает важность и того и другого. Потому что иногда, к сожалению, проступает такое, что “эти интеллигенты, они не годятся, не нужно всё это”, или, наоборот, что “этот народ невежда в Законе”, и так далее. Вот соединение того и другого – этим достигается полнота Церкви.

Пусть Господь благословит нас, чтобы на протяжении этого времени мы с вами именно размышляли об обоих этих служителях Господа и понимали, что Господь равно ценит и то и другое. И то и другое является необходимым для нашего христианского пути за Христом.

Аминь.