протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 июня 2012

Фонограмма


Рим.2,10-16

10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11Ибо нет лицеприятия у Бога.

12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

  

Мф.4,18-23

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресенье посвящено памяти всех святых, в земле Российской просиявших, то есть всех, кого Русская Церковь причислила к лику святых; тех, которых она по тем или иным причинам не прославила, как и в прошлое воскресенье мы поминали всех святых – всех, прославленных и непрославленных Церковью. И это замечательное событие, потому что мы тем самым вспоминаем тот плод, который наша земля, наша Родина принесла в ответ на евангельскую весть, на проповедь Евангелия, принесенную князем Владимиром, апостолами, и, в конечном итоге, исходящую от Самого Христа. Тот плод, который принес наш народ. И для нас это важно, потому что это всё люди, которые близки нам по крови, по духу, по культуре, и поэтому мы можем, оборачиваясь на них, размышляя об их жизни, об их подвигах, соответственно строить и нашу собственную жизнь.

Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает о призвании первых учеников. Когда Господь призывает их, они оставляют свои лодки, сети, свое занятие, которое было, конечно, совершенно необходимо для поддержания жизни их, семьи их, и идут за Ним, полагаясь на то, что Господь устроит всю их жизнь, несмотря на то, что они оставили свои непосредственные труды, а стали трудиться для Царствия Божия.

И вот в сегодняшний день мы вспоминаем то, какой же плод принесло наше Отечество. И замечательное есть слово митрополита Антония Сурожского об этом, краткое содержание которого я попытаюсь вам пересказать. Он говорит о том, что мы в каждом народе отмечаем какие-то особые черты святости Христовой, которая преломляется через его историю, его культуру. И русская святость тоже имеет свои особые характерные черты. И он говорит о них не потому, что у других народов этого нет, а о том, каков был ответ именно русского народа, русской культуры. Прежде всего, он говорит о том, что в жизни русских святых ярко проявлялось вот это бесконечное долготерпение Господа. Терпение в перенесении страданий, неуспеха, непонятости, преследований, трудностей каких-то. Вот это терпение, оно известно и в нашем народе, и проявлялось в жизни наших святых.

Вторая черта – это величие состояния унижения, отсутствие страха унижения. Как Господь не боялся быть униженным, не боялся быть непонятым, шел к самым разным людям, и, несмотря на то, что не всегда встречал понимание и благодарность, всё равно шел к этим людям. Не боялся уничижения, и, подчеркивая это, умывает ученикам ноги на последней вечере, исполняя работу раба, слуги, и говорит: “Я показал вам пример, и вы должны умывать ноги друг другу”, не бояться ничего унизительного. Не забудем о том, что ремеслом, работой Иисуса, Его, так сказать, специальностью было – плотник. Он не был богословом, не был художником, не был дизайнером, и прочее и прочее – такие престижные специальности – был простым плотником, рабочим. Так что вот это второе – не бояться унижения.

И, наконец, третье – проявление любви везде, где в этом есть необходимость. Там, где возрастает жестокость, именно там и проявляется свидетельство Божией любви, там проявляется вот эта твердость христианская. Интересно, что Александр Исаевич Солженицын (об этом Владыка не говорил, это я добавлю от себя) в своих книгах, посвященных трагедии ГУЛАГа, говорил о том, что верующие люди – и православные, и баптисты – они переносили все эти страдания лучше, чем остальные. Не в смысле физической устойчивости, а нравственной устойчивости. Они не ломались при этом, они оставались самими собой, оставались верными своему христианскому призванию. Тоже такая хорошая иллюстрация. И поэтому нам очень важно тоже соотносить нашу с жизнь вот с этим опытом нашей российской святости и спрашивать себя: “не ищем ли мы в жизни больше обеспеченности и гордости вместо уязвимости?” – Не бояться быть уязвимым. “Ищем ли мы в жизни силы, а не пораженности?” – Не страшиться пораженности. “Славы ищем, а не унижения”. Вспомним: замечательные герои Чехова, например, это люди именно малоуспешные, люди которые вызывали улыбку, скорее, у других, какое-то пренебрежение. То же самое в романах, книгах Достоевского. Эта характерная русская черта – не бояться унижения. Может, она не только русская, но во всяком случае христианская. Он был именно таким, можно сказать, певцом и философом, наверное лучше, вот этой христианской воплощенности в самых трудных условиях жизни, пройдя через такую жестокую жизнь. Кстати, у нас есть хорошая книжка (я ее потом покажу) нашей прихожанки Маргариты Осиповны Мозель о Достоевском. Она сопоставляет его творчество с творчеством Тарковского, Константина Романова, Великого Князя, других деятелей нашей культуры. Очень интересная в этом отношении книга. Спросить себя: “находим ли мы в себе несокрушимое терпение, смирение и любовь в каких-то трудных ситуацияхи и по работе, и в житейских, семейных ситуациях, и вот эту любовь к ближним, несмотря на все трудности и неблагоприятное отношение к нам самим? Способность не отвечать злом на зло?” И если в нас этого нет, или мы забываем об этом (а напоминать себе это необходимо!), то мы вне потока этой русской святости, вне потока духовной жизни нашей страны, того вклада, который страна наша и Церковь наша вносит в мировую христианскую сокровищницу.

Давайте поразмышляем об этом, и не будем искать высокого положения, не будем бояться униженности, не будем бояться неуспеха, потому что мы видим, что всего этого искали языческие народы, и мы видели, что боги язычников – это боги войны, боги мудрости, боги красоты, и так далее. Когда мы смотрим на Христа – это поразительно, что Богом, так сказать, почитаемой личностью становится Человек, потерпевший полную неудачу. И понятно (еще один интересный довод владыки Антония), что человек не мог придумать такого Бога. Человек мог придумать бога войны, бога красоты, бога мудрости, но придумать униженного распятого убитого Бога, победившего только воскресением всё это, человек придумать не может. Это именно действительно весть Божия, пришедшая к нам. И действительно тот спасительный путь, совершенно парадоксальный и, казалось бы, неприемлемый для обычной человеческой жизни, но именно он является путем спасения.

Аминь.