протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 июля 2012

Фонограмма


Рим. 15:1-7

1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

 

Мф. 9:27-35

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

(в начале дефект записи)

…сюжетов о шпионах. Что люди, которые выдают себя за добропорядочных граждан, или даже разведчиков другой державы, а на самом деле работают и на эту державу, и на ту державу, вот такие двойные шпионы. И что люди многие вероятно совсем не те за кого себя выдают. Мы знаем, что в 30-х годах в стране нашей вообще насаждалась такая шпиономания, и даже утверждал лидер страны, что если человек хорошо работает, там, стахановец и так далее, то совершенно необязательно, что он является надежным человеком. Наоборот, если он вредитель, то как раз будет себя выдавать за стахановца, и так далее. И людей это всегда, конечно, весьма интригует и захватывает то, что человек совсем не тот за кого он себя выдает. Скорее всего это что-то совсем не то, что-то опасное и держаться от него надо подальше.

И вот то же самое мы читаем в сегодняшнем Евангелии – что фарисеи, религиозные учителя народа, они, чтобы как-то выигрышно выглядеть на фоне Иисуса, чтобы не потерять свой авторитет и уважение, Его обвиняют, что исцеления, которые Он совершает, Он совершает не божественной силой, а силою князя бесовского, и тем самым возбуждают недоверие, возбуждают опасения. И на протяжении истории очень часто так происходило, что люди, которые являли именно добро, доброжелательность, были блестящими проповедниками, богословами – их завистники начинали обвинять в том, что они на самом-то деле это всё так говорят, а на самом деле они преследуют какие-то совершенно другие, ужасные цели. И сеют недоверие, вражду, и, как в древности еще говорили: “нет пророка в своем отечестве”, в том числе и по той причине, что всегда найдутся завистники, которые будут этого человека обвинять в какой-то двойной игре.

И в то же время мы видим, что Господь приходит с проповедью Евангелия именно неся людям помощь, исцеление, неся вот эту радостную весть, потому что видит людей как овец, не имущих пастыря – такой яркий древний библейский образ. Все люди тогда прекрасно знали, что если у овец нет пастуха, который ходит перед стадом (не так как в нашей традиции – пастух гонит овец перед собой – там наоборот, пастух идет, а за ним овечки идут, слышат голос, звоночек, там, и так далее, идут за ним. А когда нет этого – они не знают куда идти).

Надо сказать, конечно, что таково состояние людей на протяжении большей части истории, в том числе и сейчас. Когда мы видим людей вокруг, так увлеченных массовыми футбольными встречами, когда государство тратит огромные средства на создание каких-то спортивных сооружений, которые потом окажутся вообщем-то и ненужными, как было в Греции, и так далее. Когда единственная цель всех этих затрат, чтобы от них как можно больше отпилить, и прочее, и прочее, то конечно понятно, что всё это выглядит тоже как овцы не имущие пастыря, которые не знают куда идти и куда направлять свои усилия. Господь оказывается именно тем Спасителем, Который спасает, выводит людей из этого положения. И когда ученики принимают эту весть, они тоже оказываются в таком положении, что они должны продолжать вот это самое дело. Господь им говорит: “молитесь о том, чтобы Господь послал пастырей, делателей на жатву свою”. Потому что всегда, несмотря на то, что люди ищут какие-то другие пути, всегда есть люди, которые ищут правды, которые в глубине сердца чувствуют, что есть истина, есть спасение, и Спаситель мира действительно не кто иной, как Господь Иисус. Он совершенно определенно утверждает это, что именно Он, именно Его Путь – тот единственный путь, путь добра, жертвы, самопожертвования. Как говорилось в сегодняшнем апостольском чтении “вы, сильные, носите бремена тех, кто немощен”. Вот это – путь спасения, а не путь стяжательства, обмана, насилия, и так далее, и так далее. И конечно, всегда оказывается очень мало вот этих пастырей, и всегда так важно молиться о том, чтобы Господь послал больше этих пастырей. Будем об этом помнить и не смущаться разными обстоятельствами нашей церковной жизни, а молиться о том, чтобы больше было именно истинных служителей Христа.

Аминь.