протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 июля 2012

Фонограмма


1Кор. 1:10-18

10Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,– сила Божия.

 

Мф. 14:14-22

14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18Он сказал: принесите их Мне сюда.

19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Хорошо знакомая большинству из нас история о насыщении пяти тысяч людей, кроме женщин и детей даже. Но следует обратить внимание на то обстоятельство – когда это произошло? А это, если мы читаем Евангелие, то перед этим как раз рассказывается о казни Иродом Иоанна Крестителя; о том, что ученики Иоанна пришли и рассказали об этом Иисусу; Иисус удалился в пустынное место с учениками, потому что понятно было, что это уже предвестие, что Его ждет такая же страшная участь и необходимо побыть одним, приготовить учеников, всё как-то обдумать, в молитве, всё, словом, как-то пережить всё это, чтобы войти в этот новый этап служения, который уже близится к Голгофе.

Но в этот момент народ узнал, что Он там поблизости находится, во множестве пришел к Нему со своими нуждами, исцелениями, и так далее. И мы прекрасно понимаем как бы любой из нас отреагировал: “У меня несчастье, а вы тут со своими делами, болячками”, и так далее. У нас в притворе, когда еще там не было ремонта (надеюсь, он через пару недель закончится), там висела такая страничка, где были всякие изречения типа того, что “обязанность без любви делает человека раздражительным”, “воспитанность без любви – двуличным”, ну и прочее. Вот тут особенно первое – обязанность без любви. Как мы хорошо знаем по себе: когда мы должны что-то сделать, но если нет любви – мы как-то раздражаемся: “пристают тут”, и всё такое. Каждый это по себе хорошо знает.

Иисус нам показывает совсем другое, показывает эту великую любовь к этим людям, к их нуждам, которые не задумываются о том – почему Он удалился, может быть один хочет побыть, и так далее – идут со всем этим к Нему и Он их принимает и исцеляет их больных. Ученики, видя это, следуют Его примеру, тоже проявляют свою заботу о народе. Говорят: “Господи, время позднее уже, тут пустынное место, ничего нет. Скажи народу, чтобы пошли в ближайшие селения, там купят себе пищи, а то уже поздно, люди увлекутся и забудут про время”. И Господь совершенно неожиданно говорит: “Вы дадите им есть”. – “Как же так? У нас всего пять хлебов и две рыбки, это и на нас-то не хватит, а уж что там говорить про такое количество людей…” – “Нет, вы им дадите есть. Что у вас есть?” – “Вот это”. – “Хорошо, давайте принесите сюда”.

И вот так бывает в жизни, что мы видим проблему и понимаем, что с нашими средствами ну даже смешно к этому подходить, с нашими возможностями – материальными, душевными, знаниями, чувством юмора… Всё что у нас есть, то немногое – время немножко свободного, и так далее, – ну конечно мы не решим всех этих проблем. Но Господь говорит: “Принеси Мне это”. Причем ученики понимали, что если отдадут, то они-то сами останутся ни с чем уже.

И вот такая проблема часто стоит перед нами. Но когда мы отдаем это Господу, то происходит вот это удивительное чудо: Господь преломляет, благодарит Отца и говорит: “Раздавайте”. И происходит нечто удивительное, что не кончаются эти хлеб и рыба, и, мало того, евангелист подчеркивает, что это не просто каждый по маленькому кусочку получил, а что набрали полных двенадцать коробов. Ну, короба – это такие корзины, которые крестьяне с собой берут, когда куда-то уходят. Двенадцать – это конечно, символ двенадцати колен Израиля, которые будут восстановлены, наполнены. И, так или иначе, Господь даёт вот такой потрясающий пример любви, потрясающий пример терпения и вот этой силы Божией, которая может умножить даже наши очень скромные ресурсы.

Поэтому будем размышлять над этим событием, хорошо известным, но, тем не менее, когда начинаем углубляться в него, открывается очень много для каждого из нас. А также то, что однако в конце этого пути, вот этой полной отдачи себя, ждет Голгофа.

Аминь.