протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 августа 2012

Фонограмма


1 Кор., 3, 9-17

9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка'к строит.

11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-

13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та'к, как бы из огня.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

 

Мф., 14, 22-34. 

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 В сегодняшнем апостольском чтении, отрывок из послания апостола Павла Коринфинам, мы слышим удивительные слова апостола, очень важные для нас, о том, что он строит Церковь, Церковь из нас, как из живых камней. И строит на единственно верном основании – Господе Иисусе Христе, истинный Бог и истинный человек. И призывает нас тоже строить, участвовать в этом созидании Церкви, Мира, созидании самих себя, чтобы жизнь наша наполнилась тем смыслом, для которого нас создал Бог. “Вся тварь смотрит” - в другом месте он говорил, “на нас, ожидая спасения от Сынов Божиих”. Потому что человек – единственный из тварных существ, который осознаёт Бога и входит с Ним в контакт, и через Него всё творение приобретает этот союз с Богом, единство с Ним, то, что оно становится целью Мира. Бог создаёт Мир, в котором предоставляет свободу, но хочет, чтобы этот Мир вошёл в познание Бога. И вот люди, каждый из нас, представляют собой именно то звено, через которое Господь входит в Мир.

 Но Павел говорит, конечно, нет другого основания. Когда нам кажется, что вот наука, техника, прогресс, тот или иной политический деятель, то или иное политическое устройство – конечно, это всё важно и нужно, это всё помогает, но это не является основанием. Потому что мы видим, что не смотря на прогресс техники, невероятные успехи науки, там интернет и всё прочее, мы видим, что в сущности, человек остался таким же. И завистливым, и агрессивным, и жестоким часто, и прочее, прочее, прочее. Все грехи, которые были, и убийства, и разводы, вероломства, всё прочее, жадность воровство, всё это как было в человеке, так оно и остаётся, при использовании всех этих технических средств.

 И поэтому Павел говорит: “Каждый смотри, как строит”. Вы – живые камни, но смотри. И говорит об этом так: “И никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос”.

 Вот мы, верующие люди, придя, строим, вроде бы на этом основании. Но как строим? “Смотри – строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы”. То есть что-то такое очень непрочное, очень зыбкое. “Каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого”.

 Ну слова “день покажет” – это всегда такой библейский оборот, который имеет ввиду последний день, какая-то катастрофа, какое-то трагическое событие в жизни, конец жизни, смерть человека. Вот она показывает, как человек прожил свою жизнь, чего он достиг, просто прошёл как-то, не обращая внимания, как трава рос, или действительно он в жизни стремился и принёс какой-то ощутимый, важный плод. И поэтому Павел и говорит об этом, что “каждого дело обнаружится”.

 И вот сегодняшнее евангельское чтение как бы продолжает эту тему, тему о трудности нашей веры, когда мы строим, идём за Господом. Трудность заключается в том, что в каких-то обстоятельствах непредвиденных, трудных, мы начинаем роптать, мы начинаем думать, что Бог покинул нас, как ученики, которых Иисус отправил после насыщения пяти тысяч несколькими хлебами. Отправил одних через море, через это Тивериадское озеро, где бывают такие неожиданные шквалы, а Сам взошёл на гору помолиться.

 И вот нам в жизни тоже кажется иногда, что нас Господь оставляет, бросает одних. Господи, ну что же Ты? Что же Ты не смотришь, что со мной происходит. Умирают близкие, происходит то или другое. А Господь молится об учениках. Он видит их в беде, и приходит к ним. И вот здесь важна наша вера в то, что даже в самых тяжких обстоятельствах, даже когда мы находимся на пороге смерти, Господь нас не оставляет и придёт к нам.

 Очень часто в жизни, наверное каждый это знает, помощь Божия такая ощутима, яркая, радостная, приходит тогда, когда казалось, ну всё рухнуло, полностью всё закончено… и вдруг приходит вот эта самая помощь. Но даже тогда, когда она видимым образом не приходит, когда мы перейдём вот эту границу из жизни временной в жизнь вечную, то мы знаем, что множество людей, которые пережили клиническую смерть, и если бы не успехи медицины, так бы уже и ушли, говорят о том, что их встречает необычайный, любящий, яркий, прекрасный свет, который ни с чем на земле нельзя сравнить.

 Ну конечно есть люди, которые  это начинают объяснять кислородным голоданием в нейронах мозга и так далее, но при этом же люди говорят, что они выходили из тела, видели своих родных, которые были там, в коридоре, слышали, о чём говорили, и так далее. И представить себе, что это только за счёт кислородного голодания, в общем-то, конечно, невозможно. Так что мы понимаем, что это не просто желаемое за действительное мы хотим выдавать, а действительно реальный опыт, в который нам трудно поверить, пока мы его сами не пережили. И как счастливы эти люди, которые пройдя через этот опыт, вернувшись к жизни, они живут радостно, живут вот этой не просто верой, а уже знанием о том, что - Да! Это всё правда. То, что Господь, нам говорит в Евангелие, что утверждает наша христианская, православная вера.

 И вот так важно для нас, как и для Петра было, пока он смотрел на Господа, пока слушал Его, “Господи, я пойду к тебе по воде”. Он шёл и побеждались законы естества. Как только стал смотреть вокруг, испугался там, то, сё плохо, ах ужас какой, всё… и впал в панику, как бы мы сказали. И всё стало рушиться, стал тонуть. Господь протягивает руку и спасает его.

  Вот нам так же важно в нашей жизни не сводить взора с Христа. Нам так важно иметь образ Его в себе. Почему пишут иконы Господа Иисуса и других? Чтобы эти образы жили в нас. Поначалу хотя бы вот этот образ внешний, когда мы вспоминаем о Нём, чтобы Он держался в нашей памяти. Но главное, чтобы этот образ Его в нас всё время возрастал, заполнял нас. Как апостол говорит: “Уже не я живу, а живёт во мне Христос”.

  Вот почему так важно нам читать и перечитывать Евангелие, читать и перечитывать и другие части Библии. Так важно нам читать духовные книги хорошего свойства, где мы приобщаемся к опыту людей, которые прошли эту жизнь, прошли со Христом вместе. Пусть Господь благословит нас вот в этот сегодняшний день, чтобы мы восприняли эти Евангелия как какое-то напутствие в наших трудностях, во всей нашей жизни.

 Аминь.