протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 августа 2012

Фонограмма


1 Кор., 4, 9-16.

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Мф., 17, 14-23.

14Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь Иисус сходит с учениками с горы Преображения, только Пётр, Иоанн и Иаков были с Ним. И приходит в село и застаёт толпу спорящих, и ученики, что-то там произошло такое нежелательное, и спрашивает – в чём же дело? И оказывается, что один человек привёл к Его ученикам сына бесноватого, который в новолуние начинает бросаться в огонь, воду, и так далее. Просил учеников исцелить, а ученики не смогли это сделать. Иисус говорит такие странные слова: “о, род лукавый и развращённый! доколе терплю вас?”

Этот эпизод очень похож на то, как Моисей, который был 40 дней на горе в молитве Богу, получив 10 заповедей (каменные доски, скрижали), сходит к народу. А народ уже устал ждать, один остался, без наставления. И народ сел пить и есть, сел играть и так далее, и так далее. Словом, народ отошёл от всего того, чему Моисей его пытался научить, к чему он его вёл.

И вот очень похожая сцена сегодняшнего евангельского чтения. Иисус спускается с горы Преображения, где ученики видели славу Его, где Он беседовал о Своём исходе в Иерусалиме с Моисеем, как представителем Закона, и с Илией, как бы посланником пророков, и вот застаёт такую тоже печальную картину, что ученики утратили много из того, что имели, пока Он был с ними.

И, конечно, нам это очень знакомо и понятно, потому что в нашей жизни тоже часто происходит так, когда мы утрачиваем свой энтузиазм веры. Когда мы вспоминаем первые наши дни, месяцы, может быть даже несколько лет жизни в Церкви, как всё было радостно, как мы открывали для себя новое, Евангелие, книги, всё замечательно, исполняли охотно всякие там послушания, поручения и прочее. А потом как-то всё вот немножко стало спадать. Отчего это происходит? А происходит оттого (Господь и объясняет, как и ученикам) – они ходили с Ним, исцеляли, а когда Господь удалился на какое-то короткое время, уже как-то и молитва ослабела, уже и силы как бы не те, и полагают, что они всё могут сделать, а тут оказывается, не хватает им чего-то очень важного. И Господь говорит, что не хватает им веры.

И вот всё это проецируя на нашу жизнь, мы можем сказать что да! и нам тоже начинает недоставать веры. Нам начинает недоставать того, о чём Господь дальше говорит, что род этот, то есть это зло, с которым вы не смогли справиться, исходит только постом и молитвою. Ну, перед нами не стоит задача исцелять бесноватых, но справляться с тем злом, раздражением, завистью, унынием, которое в нас нередко поселяется, нам очень будет трудно, если мы будем без Христа. Если мы не будем получать необходимой для каждого из нас духовной пищи: чтения Слова Божия, домашняя молитва, утренняя и вечерняя, участие в жизни храма, по крайней мере, два раза в месяц участие в таинстве Причащения. Если мы всего этого не будем в нашей жизни практиковать, то тогда, конечно, мы тоже, как и ученики, очень скоро обессилим, и нами начнут овладевать уныние, какая-то злоба, какое-то недовольство, и всё прочее, прочее, прочее.

Вот давайте об этом с вами помнить из этого эпизода. И если даже ученики Христа нуждались в посте и молитве, то тем более мы с вами в этом тоже нуждаемся. Конечно, каждый в ту меру, в какую он может, но чтобы не забывать, не полагать, что “а, это всё не нужно”. Как раз скоро, во вторник, начинается Успенский пост, он будет короткий, две недели, как раз для нас будет подходящее время, чтобы как-то внутренне мобилизоваться. Помнить, что справляемся мы с этим тогда только, когда следуем наставлениям апостола Павла. Вот сегодняшнее апостольское чтение заканчивалось этими словами: “Подражайте мне, как я Христу”. В любой момент вспомнить, как мы реагируем, подумать: “вот я за рулём сижу, кто-то меня подрезал, я тут ему всё сказал, что думал, ну, его нет, ну так, про себя или вслух. Если бы я подражал Христу, как бы я поступил?” Ну и о множестве других случаев, когда нами овладевает то, что явно недолжное. Вот представим себе, что я бы должен был подражать Христу, как наставлял апостол Павел. Есть даже замечательная книга Фомы Кемпийского, переведённая ещё в конце 19-го века в России, так что вполне совместимая с Православием, «О подражании Христу». Хорошо бы её перечитать.

Аминь.