протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 августа 2012

Фонограмма


2 Пет., 1:10-19

10Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

12Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.

13Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,

14зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

15Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.

16Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

17Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

18И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.

19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

 

Мф., 17:1-9

1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня один из самых радостных праздников Православной христианской Церкви. Материя преображается. Господь, Который воспринял на Себя нашу человеческую природу, наше материальное тело, показывает тот будущий мир на мгновение ученикам, который ожидает всё творение. И вот эта прекрасная, преображённая материя вызывает такую бесконечную радость, что Пётр и говорит: “Хорошо нам здесь быть, построим три сени, здесь останемся, будем всё время с нашим Учителем, с Моисеем и Илией”.

И вот эти два героя веры Ветхого Завета, которые приходят в этот момент и показывают ученикам, показывают всем нам это единство Ветхого и Нового Завета, единство в устремлении к правде Божией, устремление к тому свету, который ожидает всех нас. Когда мы проходим через эту жизнь, когда мы встречаемся с разного рода трудностями, неприятностями, неожиданностями и прочими неприятными сюрпризами, нам важно всегда вспоминать слова Господа, которые Он говорил Своим ученикам: “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков”. Не забывать об этом.

Но и не забывать также о той радости, которую Господь открывает нам, которая ожидает всё творение и ожидает каждого из нас. И путь к этой радости в этом мире лежит через те слова, которые из светлого облака (это обычное внешнее сопровождение явления Господа. Так было с Моисеем, так было с Илией, так было со многими праведниками Ветхого и Нового Завета). И голос: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте”.

Вот поэтому нам так важно читать и перечитывать Евангелие, вслушиваться в те слова, которые нам Господь говорит, каждому из нас. Чтобы они у нас были не где-то там на дне памяти, а всё время были именно на поверхности, чтобы мы в любой момент могли о них вспомнить, к ним обратиться.

И здесь нам церковные песнопения раскрывают ещё другой, глубочайший смысл этого праздника. В словах кондака: “Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное”, Господь показывает им Свою славу, Своё могущество, будущее, чтобы они понимали, что проход через страдание, крест и смерть – это лишь временная как бы победа зла, за которой следует вечная победа добра.

И для нас есть замечательный наш православный обычай, в России во всяком случае он есть, не знаю как в других православных странах – освящение плодов – который мы называем Яблочный Спас. Но освещают не только яблоки, все другие плоды. И действительно, это замечательный символ, когда из маленьких семян, из гумуса, из всяких там отходов органических, созревают дивные, прекрасные плоды. Как образ того, как и нам предстоит вот эта замечательная, чудесная эволюция.

И это не только для нас благо. Апостол Павел, удивительный мистик, пожалуй, можно сказать, глубочайший мистик всех времён и народов, то есть человек, который имел такое внутреннее общение с тем духовным миром, о котором мы лишь мгновениями как-то получаем свидетельства в своей жизни, он говорит о том, что “вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих”. То есть открытия той подлинной природы и призвания, для которой создан человек. И говорит, что сама тварь будет преображена от рабства, будет избавлена “от рабства тлению в свободу славы детей Божиих”.

Вот этими прекрасными словами Павел говорит о той величайшей ответственности человека перед всей природой. Не только в смысле экологии, но и в смысле своего преображения, своего раскрытия пути. И тогда мир через человека, который единственный из творений верит в Бога и воспринимает Господа, устанавливает с Ним общение, связь, потому что только в нас есть то, что мы называем “образом и подобием”. И вся тварь через человека преображается в свободу славы сынов Божиих.

Аминь.