протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 августа 2012

Фонограмма


1 Кор., 15, 1-11.

1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5и что явился Кифе, потом двенадцати;

6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

Мф., 19, 16-26.

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы слышали сейчас евангельский рассказ, большинству хорошо знакомый, он называется “О богатом юноше”. О человеке, который был богат, благочестив, но чувствовал – что-то в жизни ему не хватает. Мы бы сказали – депрессия такая была. Вроде всё он соблюдает, всё правильно делает… И говорит Господу: “Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?” Видно, что он был человек очень неглупый, понимал, что и богатство не вечно, а ему хотелось чего-то такого, что никогда не закончится. И каждому человеку этого хочется, чтобы радость не кончалась. И Господь сказал ему совершенно неожиданно: “Продай всё, что имеешь” (да, перед этим Он сказал: “Соблюди заповеди”) “и войдёшь в жизнь, будешь иметь жизнь”. Он сказал: всё соблюдаю, всё хорошо, но всё равно жизнь стоит на месте, уныние, печаль, вроде всё есть, а вот чего-то не хватает. Тогда говорит: “Продай всё, раздай нищим, и приходи, и следуй за Мной, и будешь иметь сокровище на небесах”.

Вот такая замечательная история, внешне очень простая, но которая таит в себе, как и всякая евангельская история, множество важных для нас смыслов. Ну, прежде всего, вспоминается вот какая вещь. В Африке есть такой способ ловли мартышек: к дереву привязывают глиняный кувшин с узким горлышком, в который мартышка может залезть, если пальчики прямые. Туда насыпают рис или ещё какую-то там еду, она залезает туда ручкой, захватывает кулачком эту еду, а вытащить обратно уже не может, потому что распрямить не хочет. Ну, потом приходят и её, конечно, ловят с этим горшком. И вот то же самое происходит с человеком, когда он за что-то зацепился, вот таким богатством, такое своё, и не хочет отпустить. И вот он привязан к этому горшку, к этому дереву, сидит около него, прыгает вокруг и дальше никуда не уходит. Депрессия, уныние – всё понятно, вроде бы всё есть, а вот счастья нет. И происходит это от того именно, что человек прикован к этому богатству, прикован к какому-то своему событию, к какой-то болезни близких, неудавшейся личной жизни, и всё прочее. И вот это всё держит его и не пускает в радость жизни.

  Ведь этот человек, богатый юноша, хотел именно, душа его просила той радости, которую Господь нам даёт. Потому что это – нескончаемое. И это не прерывается ни болезнями, ни какими-то несчастиями, и всё прочее, потому что человек находится над этим. Как говорил отец Александр Мень: “Надо жить на полметра над землёю”. То есть не улететь в небеса и вообще про всё забыть, это, конечно, будет уже эгоизмом, а всё-таки где-то над этим подниматься.

  Одна из самых замечательных наших ветхозаветных молитв – 50-й псалом. “Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей”. Читается каждое утро нами, вместе с утренним правилом. И вот там есть замечательные слова, которые, пожалуй, самые важные. Не случайно они помещены в текст Евхаристии, когда молится священник о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, он произносит слова, во-первых, тропаря: “Духа Твоего Святаго ниспошли нам, как Ты послал апостолам”, и после этого добавляет строчку из 50-го псалма: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав, обнови во утробе моей”. “Дух прав”. Что это за “дух прав”? И далее говорит священник после следующего призывания Святого Духа: “Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене”.

Вот первые строки: “Сердце чисто созижди во мне, Боже”. Созижди – создай. Это слово редкое в Ветхом завете, но оно встречается с самого начала. В начале сотворил Бог небо и землю, сотворил то, что только Бог может сотворить. Этими словами начинается Библия. И о том же самом псалмопевец, совершивший тяжкий грех, просит вернуть вот эту радость спасения: “Сердце чисто, созижди, создай, Господи. Я этого не смогу сделать, но Ты можешь создать во мне чистое сердце”. И далее просит: “не отвержи от лица Твоего”, потому что совершив тяжкий грех, Давид чувствует, что нет Бога рядом с ним, сердце его отдалилось от Бога и ничто не может преодолеть эту преграду, кроме Самого Господа. И просит: “Не отвержи, не удали меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене”.

Перед этим несколько стихов также псалмопевец говорит о радости. “Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя”. То есть радость, которую даёт Бог. Не просто от богатства, не просто от какого-то удовольствия, мы прекрасно понимаем, что это всё проходит, а вот радость, которая не проходит, радость, которая есть у святых, при всех их трудностях, болезнях, несчастьях, гонениях и так далее, а эта радость остаётся. Её ничто не может отнять.

И далее продолжает: “Воздаждь ми радость спасения Твоего”. Что такое “радость спасения”? Давид был спасён от какой-то опасности – вот радость великая. Что-то у нас болело, прошло – радость. Почему? Потому что нас это оттягивало от Бога, а мы возвращаемся к Нему. “Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя”.

То есть ясно что вот то, что искал этот юноша, то, чтобы войти в эту жизнь – “что делать, чтобы обрести жизнь вечную?” – это именно вот эта радость спасения, о которой говорил за тысячу лет до этого Давид в своём псалме. И вот для каждого из нас тоже часто стоит эта проблема, когда какое-то наступает уныние, какое-то недовольство, какая-то серая жизнь. Отчего это происходит? Вот тоже от того, что мы где-то не оставили что-то, нас зацепило крючком вот это уныние, какая-то жизнь не сложившаяся. Кто-то там заболел, кто-то чего-то, всё – и вот мы на этом сосредоточились и всё, мы как вот эта обезьянка с горшком, не можем вырвать своей руки и прийти к Господу.

И вот нам важно не отвернуться, не повернуться спиной к этому несчастью, к этой какой-то проблеме, а, тем не менее, всё-таки отойти от неё, понять, что не это самое главное, а вот искать этой радости спасения. Не случайно наша главная книга называется Евангелие – радостная весть. Почему радостная? Потому что оно нас соединяет с Богом. И вот это – тот главный источник радости. Почему радостна любовь, радостны какие-то прекрасные картины, творчество, поиски, открытие какое-то? Потому что мы здесь соединяемся с Богом. И у нас есть эта возможность соединяться с Господом через Слово Божие, через жизнь духовную. Когда человек живёт только телесной, душевной жизнью – этого ещё недостаточно. У него наступает такой духовный авитаминоз, потому что ему не хватает, ему кажется: то плохо, это плохо, а на самом деле ему не хватает духовной пищи. Ему не хватает Слова Божьего, духовного чтения, размышления, молитвы, участия в таинствах Церкви. Это то самое, о чём Господь и говорит: “Человекам это невозможно – избавиться от этой скорби, от этого уныния – а Богу всё возможно”.

Давайте об этом с вами задумываться. Необязательно это какое-то богатство, это может быть какая-то проблема, одна из тех, о которых я говорил. Но вот именно поворачиваться от неё, не дать ей целиком нас захватить, поглотить. Помнить, что радость вечная – это именно когда мы находим Господа. Как Давид и сказал: “Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди“, то есть укрепи меня.

Аминь.