протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
2 сентября 2012

Фонограмма


1 Кор., 16, 13-24.

13Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14Все у вас да будет с любовью.

15Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа

23Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

 

Мф., 21,33-42.

33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение называется обычно “притча о злых виноградарях”. Виноград – такое же обычное сельскохозяйственное растение для Ближнего Востока, как и пшеница, и виноградное вино, которое обычно разбавляли, было таким питьём для утешения, для поддержки, для готовки и так далее. То есть было самым обычным продуктом на Ближнем Востоке. И поэтому притча о виноградной лозе, которая, так или иначе, часто произносится, она очень понятна и близка людям, к которым Господь обращался с этой притчей.

И здесь говорится о виноградарях, которым в аренду дали виноградник. Хозяин всё сделал для того, чтобы там можно было получать хороший урожай: обнёс оградой, поставил башню, чтобы охранять виноградник, выкопал точило, то есть то место, где виноград давят и получают из этого вино, то есть течёт вино из него. То есть сделал всё и отдал делателям, отдал работникам с тем, чтобы они, получив свою плату за свой труд, отдавали ему плоды – результаты трудов на его земле, которая принадлежала хозяину. Вместо этого, когда он посылает своих слуг, других, для того, чтобы принять эти плоды, они предпочитают всё забрать себе. И даже когда посылает сына своего, говорят: “Вот, наследник, убьём его, а наследство будет наше”.

Вот такая история, понятная, в общем, и для нас. Как мы знаем часто как отнимают бизнес у людей разных под разными предлогами, рэкет, и так далее. Когда в советское время я читал эту притчу, должен признаться, мне было непонятно – ну как же так? они убьют наследника, но раз есть наследник, значит есть хозяин, как станет это их собственностью? Ну а в наше время как раз вот совершенно понятно стало, как это может всё произойти. Значит примерно такая ситуация была и раньше.

Но, так или иначе, это притча, которую Господь произносит после входа в Иерусалим, когда Он проповедует в храме, когда уже последние дни Его земного служения, последнее такое столкновение с Его противниками, и впереди Голгофа и крест. Горькая притча, одна из самых горьких в Ветхом Завете. Очень часто народ Божий, который Господь спасает от уничтожения из Египетского рабства, приводит в прекрасную обетованную землю, как бы центр всей цивилизации, с прекрасным климатом, и ожидает плодов веры, плодов труда, того, о чём говорилось Аврааму, что через этот народ придёт благословение всем народам земли. Вместо этого отвергают Того, Кто это благословение и приносит, Кто Собой являет это благословение. Горькая притча.

Но она, конечно, говорит не только о той конкретной исторической ситуации, не только о том, что вот тогда то, что было обещано этому народу, у него как бы отнимается и передаётся другим, не на всё время, а до какого-то исторического момента, как апостол Павел говорит, что “отвержение Израиля произошло до времени, пока не войдёт полное число язычников”, и предрекает какое-то загадочное, прекрасное будущее, говоря в послании к римлянам о том, что “если отвержение их – примирение миру, то что будет принятие, как не воскрешение из мёртвых?”. Это загадочные слова о будущем, отдалённом историческом будущем.

Но, так или иначе, конечно, понятно, что эта притча не только относится к этому историческому моменту, к этому народу, к этому времени, но относится, в общем, к каждому времени и к каждому человеку, потому что все мы приходим в этот мир голенькими, беспомощными младенцами. Всё что мы имеем, мы получаем извне, из той жизни, которая создана Богом до нашего появления на свет. Получаем образование, знание, силы, внешность и так далее. И подумать – сколько нам дано и как, какие плоды мы приносим в ответ? И как часто вместо благодарности за всё это мы сетуем, мы унываем, мы недовольны, мы ропщем, что нам то не дано, то не так сложилось, и так далее. Вместо того, чтобы подумать, что сама по себе жизнь – это уже прекрасный, замечательный, удивительный дар. Жизнь, в которой воплощается всё самое прекрасное. Когда мы смотрим, скажем, на маленького ребёнка, мы видим, что это не просто там молекулы, атомы какие-то, клеточки, пятое-десятое, а что-то такое прекрасное появляется в этой сумме, что действительно образ и подобие Божие. И так в общем-то в каждом творении Божием, когда мы в него вникаем, то мы видим и прекрасное внутреннее устроение, и какую-то замечательную картину этого синтеза, которую даёт, именно вкладывается это удивительное понятие жизни.

И вот история отвержения святых продолжается и далее в Церкви, потому что человеку всегда свойственно себя объявить главным, себя – мерилом всех ценностей. И поэтому отчаянное сопротивление человека всякому стремлению перестроить, переориентировать его на то служение, на то предназначение, которое ему даёт Бог – высшее начало всей жизни. И мы видим в истории Церкви такие личности, их много, некоторых упомянем: Иоанн Златоуст – замечательный проповедник, труды которого сейчас читают уже веками миллионы людей, до сих пор они сохранили свою ценность и привлекательность. Призывал горячо богатых делиться своим богатством с бедными людьми, которые наполняли столицу Византии – Константинополь, и за это был преследуем, и сослан, и, в общем-то, был фактически в этой ссылке на Кавказе замучен.

  Филипп, митрополит Московский, которого Иоанн Грозный призывает как своего друга детства, призывает на возглавление церковной кафедры Московской, позволяет себе обличать царя за жестокости. Хотя он предупреждал об этом, что он не будет молчать, и отсылает в Отроч монастырь, и слуга Ивана Грозного его убивает.

Серафим Саровский тоже, это сейчас мы его прославляем, а при жизни он был на таком плохом счету. Всякие какие-то к нему приходят, всегда полно у него людей, какие-то оборванные, грязные и всё такое. Никакого дохода монастырю нет от него, только одно беспокойство.

Варсонофий Оптинский, скончавшийся в 1912 году, тоже был на плохом счету, вынужден был даже уйти, сослали в другой монастырь тоже, потому что он не приносил, так сказать, ощутимых каких-то доходов этому монастырю.

Макарий Глухарёв, замечательный проповедник, один из первых переводчиков Библии на русский язык. Многие его переводы включены в издание Синодального перевода. Замечательный миссионер, на Алтае, в трудных условиях проповедовал там Евангелие, служил, иеромонах был, и переводил эти книги. Всё время у него была котомка с древнееврейским текстом Ветхого Завета, словарями, и так далее. И за то, что написал на высочайшее имя императору письмо о том, как важен перевод на русский язык, как сколь от многих людей церковно-славянская буква заслоняет Священное Писание, за это дерзостное обращение к императору сослан был в один из монастырей и там, в общем-то уже скончался от болезни.

Последний близкий к нам пример – отец Александр Мень, память которого мы будем вспоминать 9 сентября. Тоже – человек, который замечательным образом писал книги о Священном Писании в тот момент, когда, как сказал Сергей Сергеевич Аверинцев, было сделано всё для того, чтобы такие книги не появились. И открывал глаза, открывал сердца многим людям к Слову Божьему. Вместо благодарности был жестоко убит неизвестными, непонятно по какой причине.

И вот мы видим, что и каждого из нас Господь зовёт. В разных обстоятельствах, когда встречаются какие-то трудности, болезни – человек приходит, но не все приходят. Кто-то начинает сетовать, а кто-то наоборот, понимает, что действительно, призыв Божий к нему. Обращается к Церкви, обращается к Слову Божьему. Подумать – сколько нам дано! Ведь никогда не было столько книг. Священное Писание издаётся огромными тиражами. Читайте всё, пожалуйста, всё открыто. 20 лет как прошло. И, на первый взгляд, прочли Евангелие целиком процентов пять нашего населения. Поэтому неудивительна такая реакция на этих вот в храме, этих Пусси Райт, что – уничтожить, сослать… Как будто люди не читали Евангелие – “любите врагов ваших“, “если ударят по левой щеке – подставь правую”... Как будто это не было никогда сказано. И огромное число людей, все кипят ненавистью и жаждой мести. Как будто это не христианская страна, а какая-то такая языческая Африка.

Давайте вот и об этом подумаем – какой наш ответ? Часто для нас чтение Писания, Библии, молитвы, является какой-то обузой, а не радостным плодом встречи, радостью встречи со Христом. Как замечательно пишет апостол Пётр в послании: “Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа”! Как часто вместо этого мы сидим в интернете, смотрим какую-то бессмысленную чепуху по телевизору, и всё прочее. Тратим время, не только не принося никакой пользы, бесполезно, а принося страшный вред, отравляя себя ядом этих нелепых передач.

  Подумаем, когда уходить из храма будем, о том, какой суд произнёс бы над нашим сердцем Господь сейчас, если бы мы предстали пред Ним. Возможно, было бы так, мы бы сказали: “Господи, Ты мне дал столько, ну хоть что-то такое малое я всё-таки сделал”. И Господь скажет: “Да, Я понимаю, ты мог сделать больше, по немощи ты сделал только это, но и это Я принимаю с любовью”. Так что будем трудиться, чтобы действительно наш ответ был радостным, ответ благодарным. Самое главное качество христианина – это благодарность. Видеть, за что благодарить, и действительно за это благодарить. Благодарить просто за саму возможность жить и узнавать жизнь вокруг себя.

Давайте об этом с вами помнить, чтобы и для нас сегодняшнее Слово Божие было таким предостережением, напоминанием, пищей для глубоких, серьёзных размышлений.

Аминь.