протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 сентября 2012

Фонограмма


Гал., 6, 11-18.

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Ин., 3, 13-17.

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение краткое, но бесконечно наполненное богословским содержанием. Когда мы вдумываемся в такие тексты, мы понимаем, что действительно не случайно Церковь назвала автора четвёртого Евангелия не просто Иоанном, а Иоанном Богословом. Текст, который вы сейчас слышали – это часть беседы Иисуса с одним учителем Израилевым, Никодимом, который приходил к Нему ночью из опасения от своих недругов, своих коллег-фарисеев, что он приходит к этому Учителю, Которого подозревают, что Он еретик; и говорят о самых важных вещах – о рождении свыше, о предназначении человека и о том, как же Бог совершает спасение человека от духовной смерти.

И вот в этом кратком тексте Господь говорит очень много важных и глубоких вещей. Первое: “Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах”. То есть речь идёт как бы о предсуществовании Сына Человеческого, Слова Божьего, Его земному воплощению. Когда мы с вами читаем эти строки, то мы как бы вспоминаем о том, что это было написано ещё задолго до принятого догмата о Троице. О вере в Отца, Сына и Святаго Духа. О том, как это окончательно было сформировано в Символе Веры в 325 году. А эти слова произносятся, и пишет их апостол Иоанн где-то ещё только в первом веке, а не в четвёртом. Речь идёт о том, что Бог уже предсуществует этому миру как Отец, Сын и Святой Дух.

  И это не единственное место. Есть другое место в Евангелии от Матфея, когда Иисус воскресший говорит ученикам: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Ещё не сформулирован этот догмат о Троице, но он будет как раз именно сформулирован окончательно на основании вот этих евангельских мест, так же, как и вот это таинственное явление Аврааму трёх ангелов, которые говорят ему о воле Божией. Всё это был опыт Церкви, который позже был нами воспринят как Бог-Троица.

И далее Господь говорит о том – как же будет это спасение, и вспоминает эпизод в пустыне, когда Израиль поднял ропот на Бога и Моисея, народ, выведенный из египетского рабства: “что ты привёл нас в это место уморить нас голодом, жаждой?”, и так далее. И за этот ропот стали нападать змеи, и жалить людей, и тысячи людей умирали от укусов змей. И тогда Бог повелевает Моисею сделать медного змия и на каком-то таком шесте, типа такого креста, поставить над народом, над станом, и каждый, кто посмотрит на него с верою, тот получит исцеление от укуса змеи.

И Господь говорит такие странные для нас слова: “Как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому”. Очень странно. Мы же знаем с вами, что змий в третьей главе книги Бытия символизирует сатану, врага Божия, а тут через змия приходит исцеление. Я думаю, что и для древних людей, когда это было с Моисеем, и для времени, когда был Господь, это было понятно, гораздо более понятно, чем сейчас для нас с вами.

И пытаясь как-то это объяснить для себя, думаю, что можно здесь привести некоторые такие образы, когда некое зло изгоняется его подобием, но другим по свойству, другим по происхождению от Бога. Вы знаете, как, чтобы спастись от волков, люди заводят собак. Так сказать, они сильнее, такой же природы, подобное изгоняется подобным. У нас есть такая пословица в России – “клин клином вышибают”, то есть когда застрял какой-то топор, клин, как его вынуть из этого толстого, сырого полена? Берут другой клин, забивают и топор освобождается. Вот видимо что-то подобное имелось в виду и в этой древней символике, которая просуществовала много десятилетий, пока царь Езекия, видя, что этому змию отдают больше почестей чем Творцу, Господу, Яхве, выведшему Израиль из Египта, велел его уничтожить. Но память в народе о нём жила. И поэтому Господь и приводит этот пример, как должно было змию вознести в пустыне, и каждый смотревший на него получал исцеление. Так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Что же такое вознесение Сына Человеческого? Господь распинается, по слову пророка Исайи, “наказание нашего мира на Нём, ранами Его мы исцелились”. В Символе веры мы поём: “Распятого же за нас при Понтийском Пилате”. За нас – то есть и вместо нас, и за нас, как жертву за нас. То есть, тем самым Бог принимает на Себя грех мира, как бы показывает последствия этого греха, и этой жертвой исцеляет тот грех, который уязвляет каждого из нас, с которым мы справится не в состоянии. И вот когда мы смотрим на это вознесённое тело Господа, когда мы смотрим – что же созидает человеческий грех, и Бог принимает на Себя ответственность за ту свободу, которую Он нам дал,– то начинаем понимать, что да! это то же самое, как смотрел Израиль с верой на змия, данного Богом, исцеляясь от тех змей земных, которые его кусали. И так мы, глядя на это вознесённое тело Господа, Человека и Бога, не знавшего греха, и преданного страшному мучению, и этим наказанием Он исцеляет наш грех, даёт по нашей вере нам способность освобождаться от греха и его побеждать.

И когда действительно мы принимаем верой Господа Иисуса Христа, когда мы живём любовью с Ним, наше сердце меняется. Мы с вами знаем, когда один человек любит другого, он иначе начинает видеть мир. Мир преобразуется, он действительно наполняется какой-то силой и в состоянии делать вещи, прощать кого-то, радостно жить, обретает радость, уходит от уныния, потому что сердце заполнено любовью к другому человеку. А тем более, когда сердце заполняется любовью ко Христу. Почему нам так важно Его знать. Почему апостол говорит: “Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа”. Возрастать в познании – для чего? Для того, чтобы любить. Если мы не знаем, мы не можем любить. Когда мы узнаём, чем больше узнаём, тем больше любим. И вот здесь это и возглашается, что когда мы будем с верой смотреть на Христа, когда мы будем с любовью принимать Его в своё сердце, и наше сердце будет меняться. Из нашего сердца будет уходить уныние, зависть, недовольство, ропот, мы будем с вами меняться и будем спасаться от всего того, что без этого наше сердце хватит и поглотит.

И ещё раз повторяет Господь эти слова после этих слов про змия, и далее: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Вот такова любовь Бога к нам. Отдал Сына Своего нам на растерзание, чтобы мы увидели, каков, как страшен наш грех, и какова любовь Бога к нам. И ответили Богу любовью и изменяли своё сердце через эту любовь нашу к Богу. “Ибо не послал Бог Сына Своего судить мир”. Суд – это уже сразу наказание, ты виновен – получай это, ты прав – получай благословение. А Сын посылается не для того, чтобы вот это сказать, нас осудить, но чтобы нас спасти. Чтобы нас вывести, чтобы мир был спасён через Него, чтобы вывести из нашего беспомощного состояния, беспомощного перед грехом.

Поэтому нам так важно возгревать в нашем сердце любовь к Господу. Помнить о том, что вот эта заповедь к Богу, она является действительно самой главной, и через это становится способно наше сердце полюбить ближнего.

Аминь.