протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 сентября 2012

Фонограмма


Гал., 2, 11-20.

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Мк., 8, 34-9,1.

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение относится к дню, который называется “Неделя по Воздвижении”, то есть первое воскресение после праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. И он, как мы все знаем, совпадает с празднованием памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И каждый раз евангельское чтение то же самое, число бывает разным, как правило, и всегда его можно воспринять как некое наставление всем нам, конечно, ну и в первую очередь, именинницам.

Всякий евангельский текст, как правило, хорошо сопоставлять с тем, что идёт перед ним и что написано после – его значение становится тогда более ясным. И вот сегодняшние слова, которые мы слышим в Евангелии от Марка, Господь говорит нам: “Кто хочет идти за Мною, да отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мною”. То есть четыре условия для того, кто хочет действительно быть христианином, быть учеником Христа.

И вот тут важно посмотреть, а что же было перед этим? Перед этим Марк рассказывает о том, как после исповедования Петром Иисуса как Сына Божия, Господь стал говорить ученикам Своим, что Ему надлежит много пострадать, быть отверженным, осужденным книжниками и старцами, и распяту, и в третий день воскреснуть. И Пётр стал Ему говорить: “Господи, да не будет этого с Тобою”. Понятно, говорил из самых лучших побуждений, чтобы не было этих страданий, чтобы не было этого страшного пути, о котором говорит Господь. И что отвечает ему Иисус? “Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн. Ты думаешь не о том, что Божие, но о том, что человеческое”. И вот этот дальнейший текст идёт именно после этих слов, когда Господь говорит: “Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя”. То есть отвергнется, конечно, не своей личности, не своих талантов, не своих добрых, хороших качеств, а отвергнется именно вот этого самомнения, что “я лучше знаю, что надо делать”. Особенно в каких-то таких радикальных, трудных и решающих случаях.

А посмотрите, что же говорит об этом Господь? Ну, Пётр только что перед этим слышал, что Господь говорит, но а мы ведь имеем всё Евангелие. Вот почему нам так важно его читать и перечитывать, потому что это слово Божие, которое мы на исповеди, целуя Евангелие, обязуемся соблюдать. А чтобы соблюдать, его надо хорошо знать, чтобы каждый момент перед нами всплывал, чтобы каждая встреча, каждое чтение отрывочка или главы из Евангелия было для нас действительно не просто напоминанием хорошо знакомого эпизода, а было действительно встречей, живой встречей со Христом. Как бы перенестись в эту обстановку и мысленно сделать небольшое усилие, чтобы хотя бы на 2-3 минуты встретить Христа, Его увидеть, почувствовать, понять, что происходит.

И вот здесь Господь говорит именно о пути человека: “кто хочет идти за Мною”. Значит первое – желание: “кто хочет”. Хотеть – это означает любить быть с Ним, быть с этим человеком. Многие из нас были, конечно, в компаниях, где были какие-то прекрасные, яркие, интересные люди, очень хотелось с ними пойти и в поход, и в компании быть больше рядом с ними, потому что они нам нравились. И вот здесь вопрос в том – нравится ли нам Христос? Если да – то мы хотим идти вместе с Ним, быть как бы в Его обществе. А для этого Господь говорит – что надо; второе условие – отвергнуться себя. То есть отвергнуться своих мыслей, своих решений, своих обид, своих приоритетов, своих капризов, ну много-много всего такого, что определяется словом “страсти”. Вот этого отвергнуться и взять свой крест, то есть взять все те обстоятельства, в которых мы в жизни оказались. Без зависти, без сетования, без ропота, вот у кого-то лучше, у кого-то хуже, а взять вот это и смотреть на то, что Господь через это мне открывает. Смотреть на то, что у меня в жизни есть всё-таки положительного, хорошего, на что я могу опереться, чтобы быть именно учеником Христа. Взять, согласиться на этот крест.

Ну, конечно, бывают ложные кресты, когда человек заводит себе 20 кошек, то конечно это не крест, это уже крест его, так сказать, неразумия. Понятно, животных жалко, но как-то уж 20 кошек многовато. Ну и много таких есть вещей, которые человек берёт на себя напрасно. И вот здесь необходима мудрость, то, что в Библии называется “смиренномудрие”, смирение, соединённое с мудростью. И взяв этот крест, не просто стоять на месте, а идти за Христом.

И далее Господь говорит очень серьёзные слова, когда Он нам напоминает о том, что “кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет её ради Меня, тот её спасёт”. Это слово употребляется Господом здесь в двух значениях. Первое – душа, как вот наше Я, со всеми нашими достоинствами и, особенно, с недостатками. И второе – душа как жизнь. И кто не готов отказаться от своих недостатков, кто не противостоит своим каким-то чертам, которые никак не вписываются в христианскую жизнь, в христианское поведение, то он потеряет душу свою, потеряет свою жизнь. И напротив, тот, кто готов потерять её, тот её обретёт, тот её спасёт.

И далее говорится: “Какая польза, если человек приобретёт весь мир, а душе своей повредит?” Это нам напоминает слова Христа в другом месте Евангелия, где сказано: “Не может никто служить двум господам, Богу и маммоне”, то есть богатству. Как много перед нами примеров, когда человек, умножая своё богатство, ставя его во главу угла, пышность, роскошь, власть и так далее, как он теряет очень многое в своей душе, в своём служении. Так что надо всячески помнить и опасаться вот этих соблазнов.

И далее Господь говорит: “Какой выкуп даст человек за душу свою?” Это самое главное. И: “Кто постыдится слов Моих, в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Сын Человеческий постыдится”. Нам важно всегда помнить слова Христа и по ним всеми силами стараться жить. Как апостол Павел говорит: “Уже не я живу, а живёт во мне Христос”. Конечно, это не каждый может о себе сказать, но это тот путь, к которому мы должны всеми силами стараться приближаться. Чтобы наши реакции были, как сказано в другом послании апостола: “Имейте те же чувствования, что во Христе Иисусе”.

И далее говорит замечательные, ободряющие слова: “Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе”. И тут опять, если мы посмотрим на текст, который следует после этих слов, рассказывается о Преображении на Фаворской горе, когда Пётр и ученики, в страхе и радости, и трепете, говорят: “Господи! Хорошо нам здесь быть, давай сделаем три шалаша: Тебе, Илии и Моисею, и будем здесь всегда с Тобой”.

Но понятно, что не только в Преображении, не только в пребывании на Фаворе, но и в жизни человек часто встречается именно с такими радостными состояниями, когда он поступает правильно, когда он поступает по Христу, когда он прощает, когда он преодолевает свои обиды, сбрасывает их как лишнюю ветхую тесную одежду и, прощая, получает освобождение. И во многих, во многих других делах, от чего-то освобождаясь, получает не печаль, а напротив – радость.

И вот это удивительное, сопутствующее всегда памяти мучеников – вот эта удивительная их стойкость, которая была именно переживанием вот этих страданий одновременно с радостью, что Христос рядом с ними, поддерживает их. И именно это давало им мужество это переносить. Мы конечно боимся страданий, мы боимся трудностей, переживаний, но, я просто знаю немало эпизодов, когда страдая за Христа, человек на самом деле обретает радость, обретает силу, обретает смысл своей жизни.

Давайте не бояться этого, помнить об этих утешительных словах, потому что Царствие Божие не где-то там за гробом, а оно здесь уже может начинаться, тогда, когда мы встречаем Христа, в тех или иных обстоятельствах, поступках нашей жизни.

Аминь.