протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 октября 2012

Фонограмма


2 Кор., 11,31 – 12,9

31Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Глава 12

1Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),

4что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

 

Лк., 6,3136

31И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Во времена Господа Нашего, в первом веке нашей эры, и в последующие времена, в том числе и сейчас, довольно распространённым было мнение, что все религии – это, собственно говоря, вариации на одну и ту же тему. Но если присмотреться внимательно, то только в христианстве мы услышим слова о любви к врагам. Почему так? Потому что Господь нам говорит о том, что Бог милосерд к каждому человеку. Он посылает солнце на праведных и неправедных, и дождь проливается на безблагодатных и злых. И Господь говорит нам об одном очень важном качестве, которое Бог ожидает от христианина. Это качество обозначается очень простым словом – щедрость. “Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими”. Конечно, это безумно трудно, особенно когда речь идёт о том, чтобы “и взаймы давайте, не думая получать обратно”.

Насколько это всё выполнимо? Все эти заповеди очень ясные и простые, а вот выполнимые ли они? Действительно, очень трудно выполнять их. Но Господь нам показывает Сам Своей жизнью, о которой мы узнаём из Евангелия, которое мы как раз и призваны читать и перечитывать, именно для того, чтобы почувствовать весь этот аромат той благодати, которую переживали люди, встречавшиеся со Христом, потому что Он так и жил. Именно любовью отвечал и на оскорбления, и на непонимания, обиды. И даже когда над ним издевались и приколачивали гвоздями руки-ноги к кресту, Он молился за этих людей и говорил: “Господи, Отче, прости им, ибо не ведают, что творят”.

  Как соединять это одно с другим? Понятно, что человек всегда хочет таких ясных, однозначных инструкций, расписанных: раз, два, три, четыре, пять, и вот по ним надо поступать и всё будет хорошо. Но Евангелие нам даёт некоторые принципы только, направление. Говорит нам о том, чтобы мы были подобны Отцу нашему небесному. В принципе это, конечно, недостижимо, но это направление нашего возрастания, это указание на то, какими мы будем в Царстве Небесном. Как, кто туда пройдёт.

На протяжении христианской истории нередко создавался образ Бога, который требовал от людей почти невыполнимого в их жизни, а прощение, спасение – почти недостижимо. Но это не есть евангельский взгляд. Господь нам показывает другой образ: любящего, щедрого Бога, и нас призывает в нашей жизни искать именно таких путей. Разумеется, всё это надо понимать в сочетании с другими местами, где Господь говорит о том, как важна любовь к детям (“а соблазнившему малых сих, лучше бы ему жернов повесили на шею и бросили”). Значит, мы призваны заботится о детях, о своих и вообще о каждом ребёнке. Господь нам говорит о том, как важно заботиться о родителях и упрекает фарисеев, говоря им, что “заповедь: чти отца своего и мать свою; а вы говорите, что, если я скажу родителям: вот я пожертвую на храм то, чем бы вы от меня пользовались, – то уже можно не почитать отца и мать”, и так далее.

  То есть всё это необходимо в сочетании, и нам даётся такая трудная творческая задача: соединять все эти, казалось бы, разноплановые нравственные наставления, соединять в одном. И самое, повторяем, трудное, конечно – любить своих врагов. Это не значит говорить “они хорошие”, это не значит соглашаться со злом, ни в коем случае. А любить – значит молиться о них, желать их исправления, желать им спасения, ухода от того зла, которое они совершают.

  Именно поэтому апостол и призывал: “Молитесь за каждого человека, а прежде всего о царях, о властях, чтобы мы жили тихо и безмятежно, без всяких революций и войн проводили жизнь”. Потому что именно с этого начинается, когда к власти попадает воинственный человек, или человек с какой-то страшной идеологией превосходства одного класса над другими, или одних наций над другими нациями, и тогда начинается взаимное уничтожение людей.

  И вот эту великую милость, любовь к нам ко всем, подчёркивает и сегодняшний праздник, который совпадает с воскресным днём – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он относится к Х веку, и удивительно то, что хотя событие произошло в Константинополе, но празднуется только в Русской Церкви. Вероятно потому, полагают, что среди тех, кто нападали в этот момент на Константинополь, ему угрожала смертельная опасность, были и варяги, и славяне, хотя некоторые считают, что это сарацины были, но по-видимому, всё таки там были русичи тоже.

  И вот народ в храме молился о защите. И один из бывших в храме, юродивый святой Андрей, вдруг увидел дивное видение, что Матерь Божия предстоит в воздухе над народом и простирает свой омофор, покрывало своей главы, простирает над народом, над которым блистает покрывало это как молния. И говорит ученику своему: “Видишь ли ты это, Евтихий?” – “Да, вижу, брат Андрей”. И вот это событие повлекло за собой спасение: корабли неприятелей неожиданно повернули и ушли.

  И удивительно, что у нас в России праздник утвердился с XII века, когда князь Андрей Боголюбский, читая житие своего покровителя, вот этого юродивого Андрея Константинопольского, узнал об этом событии и решил, чтобы был большой праздник, отмечая это событие в жизни его небесного покровителя. И с той поры это и стало отмечаться на Руси.

  Ну, может ещё и потому, что это совпадало со многими народными праздниками, народными традициями, последнего в году урожая, в это время уже заканчивались все полевые работы, уже начинались работы дома: кто ткал, кто вышивал, кто ещё что-нибудь. Невесты уже начинали готовиться к сватовству, и так далее, но, во всяком случае, так или иначе, праздник Покрова очень укоренился. И сам этот образ – Покрова – подобно как снег защищает землю и посевы от вымерзания, малоснежная зима всегда влечёт за собой низкий урожай, и наоборот. Так что этот праздник очень укоренился.

  И это, конечно, очень радостно и важно для нас, что мы знаем, что не только наши нравственные усилия, но и заступничество Матери Божией говорит нам ещё и ещё о той любви Божией, которая простирается к каждому из нас. И в ожидании от нас ответной любви, не только к Богу, но и связанной с ней непосредственно любви к людям. Потому что если это любовь только к людям, без любви к Богу, или только к Богу без любви к людям – оборачивается всё, конечно, или фарисейством, или жестокостью, или чем-то тем, что совершенно непохоже на христианство.

Вот таким сегодняшний день нам даёт образ нашего Бога.

Аминь.