протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 октября 2012

Фонограмма


Гал., 1, 11-19

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,– я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Лк., 7, 11-16

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Заключительные слова сегодняшнего евангельского чтения, очень кратенького, о воскрешении сына наинской вдовы, говорят нам: “Бог посетил народ Свой”. Это самое главное, пожалуй, содержание того события, которое сегодня вспоминает Церковь в этом евангельском чтении. И чтение слова претворяется отрывком из послания Галатам, где апостол Павел говорит о том, что “возвещаю вам братья, что Евангелие, которое я благовествую, не есть человеческое”. То есть это не просто плод человеческой мудрости, человеческого поиска, а говорит о том, что “ибо я и принял его, и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа”. То есть апостол Павел совершенно определённо говорит, что это Евангелие идёт от Христа, Который не только человек, но, как мы уже будем знать по истечении нескольких веков в догмате о двух природах Христа – истинный Бог и истинный Человек. И это не просто некая богословская конструкция абстрактная, а опирается именно на евангельские события, о которых мы читаем и вот в сегодняшнем евангельском чтении.

Евангелист Лука рассказывает о том, как Иисус подходит к небольшому городу Наин, городок расположен неподалёку от Его родного города Назарета, и выносят единственного сына вдовы. И, конечно, это страшная трагедия для матери, потому что она вдова, рассчитывать на ещё других детей, вероятно, уже невозможно. Сын – единственный кормилец, она становится одинокой. И вот эта смерть единственного сына является таким страшным горем для семьи женщины того времени.

Конечно, евангелист Лука здесь повествует не только об этом конкретном эпизоде, но говорит и о другой сцене, о другом единственном Сыне Матери, Которого будут выносить с Голгофы для погребения. И она, безутешная вдова, будет сердцем своим скорбеть, и душу ей пройдёт меч, меч вот этого позора, этой смерти Сына. Но и за ним, этим позором, последует так же воскресение, и поэтому для Луки эта сцена, конечно, очень важна. Потому что он её приводит как иллюстрацию того, о чём он говорил в предыдущей, 6-й главе, о любви Божией к людям, когда он говорит, что “поступайте как Отец Небесный поступает с вами, ибо Он повелевает солнцу светить на праведных и неправедных, и дождь посылает на безблагодатных и злых”.

И затем Лука показывает, что совершается, когда Царство Божие в Господе, в Его присутствии приходит к нам, людям. Перед этим рассказывается об исцелении слуги римского сотника, который даже с такой верой в Господа говорит: “Я недостоин, чтобы Ты вошёл в дом мой. Скажи только слово, на расстоянии, и слуга мой выздоровеет”. Господь это делает и слуга выздоравливает. Такой необычайный пример веры, говорит: “Даже в Израиле Я не нашёл такой веры”.

И тут мы не видим ничего ни о вере вдовы, ни об обращении её к Господу, но Лука нам показывает, что Господь, когда приходит, то Он творит это добро уже без всякого даже призыва, идёт туда, где трудно, где горе, где трагедия – приходит туда. И совершает это чудо исцеления этого отрока. Так что народ дивится и говорит: “Великий пророк пришёл к нам, и Бог посетил народ Свой Израиля”.

Евангелисту Луки это также важно и потому, что за этим как раз будет повествование об учениках Иоанна Крестителя, которые приходят (он в темнице находится), приходят посланные им испросить: “Ты ли Тот, Кого мы ждём, или нам ждать другого?” И Господь отвечает: “Слепые прозревают, хромые ходят, мёртвые воскресают, и нищие благовествуют. И блажен, кто не усомнится о Мне”. То есть Он утвердительно говорит – Да! суди по делам! Не потому, как ты ожидал, что будет немедленный суд, дерево, которое не приносит плодов – срубят и бросят в огонь, и прочие такие пугающие моменты проповеди Иоанна Крестителя. А вот именно происходит то, о чём говорит пророк Исайя: “Мёртвые воскресают”. И вот это повествование нас утверждает (в расположении материала евангелиста Луки), что он хочет нам передать главную весть – что Иисус действительно не просто человек, а именно Бог, Который посетил наш мир.

И сегодня так совпало, что Церковь чтит память отцов 7-го Вселенского Собора, когда было восстановлено почитание икон. Собственно говоря, утверждение догмата об иконопочитании, о том, что честь, воздаваемая образу, восходит на первообразное, является окончательным утверждением именно божественной природы Господа Иисуса и Его человеческой природы, поскольку становится возможным изображать Его. Поэтому нам так важно сохранить эту древнейшую традицию, сохранить то, что нам даровал Сам Господь, видя изображение, которое мы называем Туринской плащаницей. И когда люди говорят, что мы поклоняемся доскам, краскам и так далее, то конечно, это абсолютно несправедливо, потому что Сам Господь как бы благословил это изображение, поскольку Он воплотился, и Он нам показал, что Он с нами. Да, Он – истинный Человек, и одновременно Он – истинный Бог.

Будем помнить об этой великой милости Божией. Будем помнить о том, что для нас действительно открылась вот эта необычайная близость Бога к каждому из нас. Лишь бы мы преодолели вот это средостение, которое неизбежно порождается нашей вовлечённостью, погруженностью в материальную жизнь, проблемы, заботы, всё. Где-то над этим держаться, не уходя из мира, но и не погружаясь в него с головой.

Пусть Господь благословит нас, наши сердца, чтобы мы действительно понимали, какой великий дар дан каждому из нас – вера в Того, Кто является Cпасителем мира; вера в Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь.

Аминь.