протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 октября 2012

Фонограмма


Гал., 2, 16-20.

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Лк., 8, 5-15.

5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодня нам предлагается хорошо знакомая большинству притча о сеятеле. Понятно, что Бог сеет Своё слово, и как говорит ещё Ветхий Завет, что “слово Божие подобно дождю, когда он нисходит на землю, то непременно земля приносит плод”. Вот также слово Божие – когда оно сеется в том или ином народе, то оно обязательно приносит плод.

  Но не все упавшие семена этот плод приносят. И вот Господь говорит уже в Евангелии от Луки, Лука нам уже рассказывает о том, что действительно, когда пришёл Иисус к Своим односельчанам в Назарет, то они не приняли, не услышали Его слово. Как слово, которое было брошено на прохожую тропу, на дорогу, птицы склевали и плода никакого не принесло.

  Лука уже рассказал нам о фарисее, который пригласил Иисуса из Назарета к себе в дом, но когда увидел, что Он принимает грешную женщину – видимо это не тот пророк, как он себе представлял, каким должен быть Мессия, и его каменное сердце никак не отозвалось на слова Христа, на встречу с Ним.

  Но вот Лука нам также рассказывал о сотнике. Римский офицер, который уже слышал что-то о Христе, о чудесах, которые Он творит, и настолько проникся к этому верою (быть может какие-то события были в высшей степени достоверными, о которых ему рассказывали другие люди), что он просит исцелить слугу, и даже посылает сказать: “Господи, не приходи ко мне, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, скажи только слово”. И это одно, пожалуй, единственное место, где сказано, что Господь удивился: “И в Израиле, – говорит, – не нашёл Я такой веры”.

  Лука нам также рассказал о мытаре, который оставляет свой сомнительный бизнес и идёт за Христом. Рассказывает о женщине, которая там же, в доме фарисея, пришла и помазала миром Его ноги и отирала своими волосами. И Господь говорит ей: “Прощаются тебе грехи твои, потому что ты много возлюбила”. Когда мы много любим Христа, когда наше сердце раскрывается Ему навстречу, то Господь, видите, нам говорит: прощаются многие наши грехи за любовь ко Христу, за близость к Нему.

  И, наконец, Господь говорит о том, что то семя, которое упало на добрую землю, приносит плод, одно в 30, другое в 60, третье во 100 крат. И, конечно, важно, чтобы каждый смог открыть для себя вот эту великую тайну встречи с Богом, великую тайну смысла нашей жизни, которая состоит в том, что коль скоро мы созданы по образу и подобию Божиему, то цель нашей жизни – максимально приблизиться, реализовать, раскрыть в себе этот образ и это подобие Божие.

  И вот чтение апостольское из послания апостола Павла к Галатам нам как раз рассказывает о том, как Павел дерзновенно говорит о самом себе, когда он открыл вот эту тайну Христа, тайну спасения. И уже говорит, что: “Не я живу. Я умер для закона”. То, чем он жил до этого – страстным соблюдением закона, толкованием, преданиями, традициями, и так далее, – он, встретив Христа, понял, что всё это было лишь школой, лишь путём. Закон был детоводителем ко Христу. А коль скоро детоводитель привёл его ко Христу, привёл к той цели, ради которой народ готовился в Ветхом Завете на протяжении 20 веков, для встречи с Мессией, то он уже говорит о том, что “я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу”. Вот так дерзновенно утверждает апостол Павел. “Он живёт во мне, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”.

  Вот такие удивительные слова и нам послание как бы раскрывает – что же такое благая земля, которая приносит сторичный плод. И так важно для нас вчитываться в эти слова апостола Павла, вчитываться в хорошие духовные книги, где нам передаётся опыт других людей, прошедших вот этим путём христианской веры. Так важно в своём сердце открывать её, открывать вот эту великую тайну Бога, Который приходит к нам как один из нас. Как распятый, отверженный всеми и победивший это отвержение воскресением, возвращением к жизни. Как важно для нас раскрывать смысл этого в своём сердце и идти навстречу этой тайне Бога, дабы обретать смысл, радость жизни. Это требует, конечно, труда. Это как подъём на высокую гору, это та истина, которая не даётся легко как дважды два или теорема Пифагора. Которая бывает противоречива, к которой в разных случаях нам приходится обращаться к разным местам Евангелия, когда мы не вычитываем из него некие рецепты: сделай так, так и так, и всё будет хорошо. Нет! Вот здесь мы призываемся к со-творчеству с Господом.

  Давайте об этом с вами размышлять и давайте направлять наши усилия, наши духовные усилия к тому, чтобы слово, которое мы услышали, оно не осталось без плода нашей жизни. Чтобы действительно менялась наша жизнь, менялось наше отношение, менялся наш характер, чтобы мы могли противопоставлять каким-то негативным качествам: зависти – радость за другого; гневу – наоборот, великодушие; какой-то мелочности – наоборот, подняться и с юмором отнестись к каким-то простым житейским вещам.

  Вот давайте этого искать и этим наполнять свою жизнь.

Аминь.