протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
(Праздник народного единства)
3 ноября 2012

Фонограмма


Ин.21,15-25

15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того

24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В сегодняшний воскресный день вся Россия и наша Русская Православная Церковь отмечает очень важную дату – 400 лет со дня освобождения Москвы, которая едва не была захвачена поляками и другими военными отрядами – там казаки были, и просто всякие вооруженные бродячие люди... И вот в это время Москва была вновь взята русскими ополчениями под руководством князя Пожарского и гражданина новгородского Минина, и началось восстановление чуть было не рассыпавшейся, распавшейся, тогда еще небольшой России.

Конечно, эта дата для нас чрезвычайно важная. Я думаю, что то, что ее государство восприняло как день народного единства – очень важно и поучительно. Думаю, что это – один из многих примеров, когда вот такой шаг был сделан исторически и духовно совершенно правильно. Потому что если мы вспомним то ужасное время – 1612 год – когда после жестокого правления Иоанна Грозного, который, по словам нашего поэта Алексея Константиновича Толстого “такой навел порядок – хоть покати шаром”. Вот это наведение порядка, и множество любителей порядка, которые готовы Ивана Грозного чуть не в святые вознести, как раз нам и показывает оценка его царства просвещенными людьми XIX века и последующими. Фактически убийство, по его приказу, митрополита Филиппа – всё это нам показывает, каков может быть вот этот многими желаемый порядок.

И вслед за ним начался упадок царства, потому что сын его был человеком безвольным, слабым, хотя таким богомольным и набожным, умер бездетным. И власть перешла к мужу его сестры – Борису Годунову, тоже продолжалось недолго, неудачным было правление, потому что народ был слишком весь разложен и разобщен этой жестокостью власти, когда власть считала возможным делать всё что угодно – отнимать поместья, лишать жизни людей без всякого суда и следствия, и так далее. Всё это развратило страну до последнего предела, так что по стране бродили банды разбойников и страна была готова вот-вот распасться. Пришли польские отряды, захватили Москву. Явился Лжедмитрий первый, потом второй. Многие бояре перебегали к нему в Тушино, где был его лагерь. В общем, была полная неразбериха, полная разруха.

И вот, современник всех этих событий, священномученик Патриарх Ермоген, в сущности он и спас Россию. Став в это время Патриархом Московским, он посылал послания из Москвы с призывом к русскому народу объединиться, с призывом прекратить мятежи и всяческие безобразия, и направил письмо в Нижний Новгород с тем, чтобы граждане города взяли Казанскую икону Божьей Матери и во главе ополчения несли ее на Москву с тем, чтобы освободить Москву от захватчиков, которые стремились не только завладеть политической властью, но и насадить католичество вместо православия. Всякие такие насильственные шаги, конечно, бывают убийственны для народа, и понятно, что Патриарх Ермоген мужественно стал на защиту и страны, и веры православной, так что он был именно героем этого времени.

При этом вся история открытия и прославления Казанской иконы Божьей Матери происходила у него на глазах, и это неслучайно, что он послал именно за этой иконой. Он был в составе войска, которое брало штурмом Казань, сам он был с Дона. Потом женился, был средним купцом, а вскоре, овдовев, принял монашество и восшел, наконец, по этапам, на патриарший престол Москвы. Поэтому он знал тот источник силы и благодати Казанской иконы Божьей Матери, к которой он и обращался, и наставлял ополчения, нижегородские и другие, присоединиться и идти на Москву именно молясь и прося помощи и защиты у Казанской иконы Божьей Матери, которая как бы явила свою защиту тем русским гражданам, которые оказались в разрушенном городе Казани. Там были русские поселения, и татар крестили уже многие, в том числе и будущий Патриарх Ермоген, когда там был уже епископом. Словом, он прекрасно понимал что делал и вот это его понимание, эта его твердая позиция в общем-то стоила ему жизни. Захватчики содержали его под арестом в Кремле и практически уморили его голодом. Он умер в том же 1612 году, в феврале месяце, немного не дожив до вот этой победы, которую сегодня мы празднуем.

Отряды подошли сюда к Москве и штурмом взяли Кремль, победили. При этом накануне они держали строгий пост – тоже такой удивительный акт веры, когда, казалось бы, накануне сражения, когда требуется огромное физическое напряжение, силы, люди должны были бы укрепиться, отдохнуть – нет, они именно держали строгий пост, молились, и, воодушевленные, пошли штурмом на Москву, на Кремль, и Кремль был взят, победа была одержана этим русским воинством.

И с этого времени началось уже восстановление Российского княжества. Пришла новая, другая династия – династия Романовых, по согласию народа, и всё стало восстанавливаться. Таким образом, мы вспоминаем это событие, когда народ объединился вокруг веры православной, вокруг веры христианской, и именно это единение и обеспечило, даровало победу над теми отрядами вооруженными, разрозненными, которые были здесь. Было всё это, конечно, очень серьезно, всё было на грани существования Российского государства.

И вот в сегодняшний день так совпадает, что это воскресный день, и мы читаем замечательное евангельское повествование, которым заканчивается Евангелие от Иоанна, все четыре Евангелия, о том – что самое главное, к чему нас призывает евангелист. Трижды спрашивает Господь Иисус Петра: “Любишь ли ты Меня?”. Конечно, понятно, что спрашивает Он не только Петра, а спрашивает каждого из нас. И то, что, действительно, в такой день это совпало – 400 лет с того времени – нам как бы Господь напоминает: вот что самое главное! Вот чего ты ищи – любови ко Христу – и тогда будет прочным, восстановится твое государство. Потому что наше время тоже время необычайного разброда, необычайно диаметральных мнений, какой-то непристойной полемики в интернете, проклятия друг друга, и так далее, и так далее. Идет марш националистов русских – оно конечно хорошо стремление к справедливой власти, и прочее, но спрашивается – а зачем там фашистская символика? Что за этим будет стоять? И, конечно, на это ответа однозначного не дается, а совершенно ясно, что идти надо не за фашистской символикой, а идти надо прежде всего за Христом, за Его любовью, за Его благодатью. Тогда и будет примирение народа, тогда мы не будем свидетелями распада страны из-за этого противостояния друг другу.

И еще один момент в этом евангельском повествовании сегодняшнем, тоже очень важный. Иисус говорит Петру о его судьбе, о том, что ему придется пострадать, прославить Бога смертью своей. И идет за ним другой ученик, Иоанн, и Петр спрашивает: “Господи, а сей же что?”. А Господь говорит: “Что к тебе? Дондеже хочу да той пребывaет. Что к тебе?” – “Пока Я хочу – пусть он тоже сеет Мое слово, пусть он тоже служит. Что тебе? Ты иди за Мной”. Это очень важный ответ каждому из нас. Когда мы видим разные мнения, когда эти туда склоняются, эти – ПАРНАС, эти – националисты, эти – единороссы, и так далее, и так далее. Как с ними быть? И вот важно здесь не просто самим придумывать ответ, а спрашивать Иисуса: “Господи, сей же что?”. И вот Господь нам даст ответ. Может быть, Он нам даст такой ответ, как дал Петру: “Что тебе? Ты иди за Мной”. Может быть, даст какой-то другой ответ, но “иди за Мной” совершенно несомненно. Так что давайте это сегодняшнее такое сочетание последнего евангельского чтения из воскресных чтений с этим удивительным праздником четырехсотлетия – такое редкое совпадение! – празднования этой победы над иноземными захватчиками Москвы, давайте в этом видеть тоже очень важное для нас указание – указание и для каждого из нас, и для народа в целом, и для государства – чтобы нам искать единения, именно идя за Христом.

Аминь.