протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
(Праздник народного единства)
4 ноября 2012

Фонограмма


…Сегодня мы отмечаем новый праздник (в смысле, что он новый как государственный; как церковный, конечно, всегда был) – праздник народного единства. Надо сказать, что из новых праздников вот этот, пожалуй, наиболее глубокий и содержательный и соответствующий тому дню, в который он празднуется. День изгнания иноземных захватчиков из Москвы и объединения тогда еще небольшой России, но, так или иначе, объединения. Потому что это действительно был момент, который недаром называется Смутное время, когда страна была на грани исчезновения, разрывалась на части. С юга – казаки, с запада – поляки, разные отряды вооруженных людей, проще говоря – бандиты. И связано это во-первых с тем, что прекратилась династия Рюриковичей – у Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, не было детей. А во-вторых, я думаю, потому что это было поколение, выросшее во времена Ивана Грозного, когда полное беззаконие, полный разгул всякой жестокости, беспринципности – всё это, конечно, разлагало народ. И когда власть ушла, то народ, предоставленный в каком-то смысле сам себе, он только и мог, что призывать чужих завоевателей, убивать друг друга, грабить и так далее.

И вот это, конечно, великий исторический урок. И замечательно то, что именно Патриарх Ермоген, который тоже принадлежал этому поколению, который в эти последние годы, в начале XVII века, стал возглавлять Русскую Церковь, стал Патриархом Московским и всея Руси, он именно и соединял своими посланиями, призывал всех примириться, призывал всех отстоять Москву, отстоять Русское княжество, отстоять православную веру, потому что всякое навязывание веры со стороны – оно, конечно, ни к чему хорошему не приводит. И вот он мужественно, несмотря на преследования Лжедимитрия и тех поляков, которые оказались уже в Москве, противостоял этому захвату, противостоял этой усобице.

И его послания возымели действие, направляемые в Нижний Новгород. Он просил новгородцев, потому что там находилась Казанская икона Божией Матери. Ермоген, когда был молодым, он сам был в том войске, которое брало Казань; и находился там, когда эта икона была прославлена – так что его обращение было неслучайно, оно исходило из его духовного и жизненного опыта. И действительно это воззвание принесло важный результат, и хотя сам Патриарх был заточен в Кремле и практически был уморен голодом и погиб в этом же 1612 году, 400 лет назад, но эти обращения, послания и его мужественная позиция, вот это нравственное его стояние, оно и дало вот этот результат, что князь Пожарский и гражданин Минин в Новгороде, в ответ на это послание действительно собрали ополчение, взяли икону Казанскую Божией Матери, прославленную незадолго до этого, и направились на Москву. И вот накануне этого дня, 4 ноября по новому стилю, был штурм Кремля, который закончился захватом Кремля российскими войсками, то есть изгнанием поляков, изгнанием иноземцев. Накануне был пост и молитва. Это огромной веры требует, потому что понятно, что накануне сражения люди себя стараются физически укрепить, а они наоборот. Но вот они более доверяли Богу чем таким вот житейским соображениям. И, так или иначе, княжество было восстановлено и стало развиваться. Была на смену избрана династия Романовых, и поэтому Россия вновь стала собираться и восстановилась.

И вот эта замечательная помощь Божией Матери, замечательное единство, обращение людей, которое удержало на краю пропасти буквально Российское государство, заслуживает всяческого внимания и всяческого уважения. То, что не все еще понимают что это за праздник – это не страшно. Всегда, когда что-то новое вводится, то нам трудно это осваивать (милиция – полиция, и так далее, и многие-многие другие вещи). Но во всяком случае постоянное разъяснение – как раз это прекрасный повод к разъяснению того – что произошло, почему это произошло, почему это празднуется, почему именно в день Казанской иконы Божией Матери установлен этот праздник в честь этого единства и победы. Так что этот день народного единства конечно очень своевременный, тем более что он как бы противостоит 7-му ноября, когда было не соединение России, а, наоборот, ее разрушение. Та междоусобная брань, когда действительно империалистическая война, по лозунгу известного политика, была превращена в войну гражданскую, братоубийственную, которая унесла более 2-х миллионов людей погибших – самых лучших, конечно, как правило. Так что важно, действительно, нам помнить этот день и всячески разъяснять тем, кто не знает, почему действительно это празднуют и почему это такое верное решение.

Этот день является для нас, конечно, еще и историческим предупреждением при размышлениях о том, что стало причиной этой усобицы, причиной этого Смутного времени. Беспринципность гражданской власти, жестокость. Когда многим нравится эта идея порядка, и прочее, как писал Алексей Константинович Толстой “Иван Василич такой навел порядок – хоть покати шаром”. И после этого порядка естественно такое, когда в людях было послушание не внутри, а только снаружи, из страха, то когда причина страха – царь – ушел, то началась вся эта вакханалия убийств и междоусобиц.

Поэтому нам так важно понимать как важны нравственные примеры, как важно нравственное состояние народа. И сегодняшнее евангельское чтение о богатом и Лазаре как раз нам напоминает о том, что вот это накопление богатства тем, кто имеет к этому возможность, честными и нечестными путями овладевать большим богатством, в то время как люди, находящиеся вне этих, так сказать, кругов, еле-еле сводят концы с концами, особенно в провинции. Сколько людей приезжает в Москву из провинции! Конечно не от хорошей жизни. Но вот это есть тоже предупреждение для нас. Где выход? Прежде всего отказ от служения золотому тельцу. Ведь фактически при обращении, казалось, возврате к православию, к христианству, деньги уже владеют всем. И милиция, и лечение – всё это там, где есть деньги. Если нет денег – человек оказывается беспомощен и бесправен.

Вот это нам надо осознавать и молиться за это, понимая, что только именно возвращение к евангельским, к христианским ценностям способно нас восстановить. Вот это – самое главное. И уходить от всякого рода идолопоклонства, которое фактически возобладало в нашей стране. Не быть равнодушными к нуждам. Вот это тоже сознавать, об этом говорить и молиться. Чтобы действительно этот день стал для нас вот таким важным историческим обращением. 400 лет ровно прошло с того времени! Тоже неслучайная дата. Тоже неслучайно, когда какие-то круглые даты обращают наше внимание на что-то очень важное. Помним, 1000-летие крещения Руси как действительно переменило всю обстановку, как даже у неверующим людей вот эта цифра – 1000 лет Русь как была крещена! – изменило совершенно отношение к Православной Церкви. Появилась возможность проповеди. Отец Александр Мень начал свою проповедь в разных аудиториях, которые собирали неизменно большое число людей. И началось действительно возрождение! Но важно, чтобы это возрождение духовное не захлебнулось в этом поклонении золотому тельцу, в этом богатстве, которое так несправедливо делится. Потому что разница в зарплатах где-нибудь в Европе в 5, 6, 7, ну в 8 раз между низкими и высокими зарплатами, но не в сотни раз, как это в России!

Давайте об этом с вами молиться, помнить и всячески там, где мы это можем, всё-таки возвращаться к именно этой евангельской христианской справедливости, к христианскому образу жизни. Потому что мы называем Христа Спасителем, Спасителем от чего? Вот от этого самого, от духовной смерти, о которой отец Петр так хорошо на проповеди говорил, что равнодушный убивает свою душу. И вот от этого нас спасает именно Христос. Именно Своей жизнью, Своей благодатью. С тем, чтобы сердца наши обращались к этому источнику истины. Он есть наш Путь, Истина и Жизнь.

Аминь.