протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 ноября 2012

Фонограмма


Еф., 2, 4-10

4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,–

6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

Лк., 8, 26-39

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,– потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении гадаринского беcноватого – один из эпизодов, которые Лука собирает вместе в этой 8-й главе, и в 7-й, где он повествует о власти Иисуса над болезнями, над бушующим морем, и, в том числе, над этой загадочной силой зла, которая действует в людях, которая заставляет их совершать поступки, совершенно для них, в общем-то, необычные. И эти многие примеры, не только в Новом Завете, но и в Ветхом, говорят нам о том, что источником зла является не только злая человеческая воля, но и вот эти загадочные демонические силы.

  Помнится, как однажды отец Александр Мень на вопрос: “Существует ли дьявол?”, ответил: “Увы”. И это правда. И нередко, когда человек теряет контроль из-за гнева, ярости, наркотиков, алкоголя, он действительно совершает поступки, которые, казалось бы, от него трудно и было ожидать. Мне приходилось читать немало дел, когда я был в комиссии по помилованию при Президенте, в 90-х годах, где некоторые страшные преступления человек совершал впервые, в состоянии алкогольного опьянения, и не помнил, не понимал, что он делает, совершенно неожиданные. Так что это всё реальные силы, которые в мире существуют и которые могут овладевать людьми. Не будем сейчас вдаваться в причины – по каким обстоятельствам, но так или иначе это бывает.

  И вот Лука рассказывает о том, что Господь имеет власть и над этими силами тоже. И люди этой местности, язычники, они вместо того, чтобы обрадоваться этому, что является такая вот сила, благодать, милость Божья – просили Иисуса отойти из их приделов. Им стало страшно, что как-то они жили, в общем-то более-менее нормально, ну был этот бесноватый, ну обходили это место, старались. И исцеление, которое к тому же сопровождалось такой материальной утратой – целое стадо свиней бросилось в озеро и утонуло – слишком дорогая цена за эти какие-то возникшие неудобства, отклонение от их привычного образа жизни.

  И заканчивается вот этой просьбой бесноватого о том, чтобы быть с Ним, с Иисусом. Но Господь его отсылает: “Иди в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог”. Здесь тоже есть такое важное наставление, чтобы мы понимали, что Церковь – это не некоторое такое прекрасное гетто среди сумасшедшей жизни, а место, где мы получаем силу, получаем благодать, которую призваны нести в свои дома, на работу, везде, там, где Господь нас поставил.

  Мне хотелось сказать ещё вот о чём, в связи с этим эпизодом. Все вы прекрасно помните, что Фёдор Михайлович Достоевский избирает его эпиграфом для своего известного романа “Бесы”. Роман, который повествует о событиях в одном уездном российском городке середины XIX века, где некоторая группа людей, из которых может быть в будущем сформируются профессиональные революционеры, вступает в заговор, чтобы как-то нарушить общественное спокойствие, выразить какой-то свой протест, ну в общем, как говорится, заварить кашу какую-то, и потом из нее что-то такое может быть будет. И чтобы своих этих сообщников, они, собираясь, звали – “там будут все наши”, “там наши все соберутся”, слово такое, похожее на что-то. И для того, чтобы их соединить, связать, чтобы, так сказать, крепче их организация была, решают связать её кровью, убийством одного из членов организации, по фамилии Шатов, у которого только что жена рождает ребёнка, дитя, он как-то становится на такой путь нормальной, вроде такой, человеческой жизни. И в этот момент это страшное решение осуществляется, и, мало того, чтобы замести следы, они подговаривают одного из своих членов, тоже “наших”, который тоже человек был такой внутренне нездоровый, всё решался доказать своё величие через самоубийство, что “я властен над всем, и жизнь свою закончить”. И действительно, они убивают этого Шатова, подговаривают этого Кириллова, что пусть он оставит записку, что будто это он сделал, и покончит с собой. Заодно уж всё соединится, и всё. Ну а тот, кто над ними всё это затевал, и фамилию Достоевский даёт – Верховенский, он скрывается за границей, кого-то там арестовывают, а он в общем, выходит сухим из воды.

  Но, так или иначе, ко всему этому Достоевский берёт эпиграфом вот этот эпизод – вошли бесы в свиней, они бросились в море, и утонули. К сожалению великому, роман оказался пророческим. Конечно, все эти организации уже тогда существовали, Достоевский это сам хорошо знает, потому что был членом одной из них и был даже, знаете, приговорён к смертной казни, которая в последнюю минуту была заменена как бы гражданской казнью – над головами осуждённых сломали шпагу, вешать не стали, но отправили на несколько лет на каторгу. Такой страшный эпизод в его жизни, когда он был на краю смерти и чудом Господь его спас. Ну, может быть, этот страшный эпизод и дал толчок ко всему тому, что он впоследствии так гениально описывал, вот эти проблемы человеческой души.

  Вопрос состоит в том, что действительно, это пророчество оказалось в российской истории осуществившимся. Дальнейшие революции, 1905, потом 1917 года, гражданская война, террор и всё прочее, вплоть до настоящего времени, когда страшно разобщённое общество, когда полярные взгляды. Кто-то, так сказать, сторонник либеральных ценностей, вплоть до крайностей, уже не свобода, а просто анархия; кто-то готов голосовать в плебисците, чтобы вернули имя Царицыну Сталинград, и так далее. То есть вот эта разобщённость. И одновременно с этим – вот эта необычайная гордыня, что вот такие мы замечательные, хорошие и так далее.

  И понятно, что на этом фоне, где мы, как гадаринские бесноватые, не хотим обращаться ко Христу; поэтому понятно, что на этом фоне, самое главное, в чём нуждается страна наша – это в покаянии. И осознать это должны не просто мы все, а те люди, которых Господь поставил управлять этой огромной страной с ее огромными богатствами. Потому что получается так, что всё время избирали каких-то не тех спасителей. То казалось, что спасение в учении Маркса, то – в хитром и предприимчивом политике Ленине, то – в Сталине, при котором наконец установился порядок, как при Иване Грозном, хоть покати шаром. И многие к этому опять возвращаются в своих мечтаниях, которые сами тогда не жили, потому что живут не реальностью истории, а живут мифами. Об этом неоднократно говорят и по телевидению в передачах. Но, тем не менее, как бы присутствует такая странная каша, когда на Спасской башне открывают икону Спасителя, которую реставраторы, в своё время, рискуя жизнью, замуровали, а не стали её снимать и выбрасывать. Но одновременно на ней же остаётся красная звезда, символ богоборческой власти. Вот как-то это соединяется всё в одном, нет представления о том – кто же мы.

  И вот важно, чтобы как можно больше людей, особенно тех, которые наверху, поняли, что спасение только во Христе. И вот сегодняшнее апостольское чтение, как нередко бывает, из разных мест Священного Писания, говорит о том же самом. Когда оно говорит, что “нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены”. Действительно, когда человек приходит к вере, к нему приходит жизнь, та самая вечная жизнь, о которой говорится: “Царствие Божие внутри вас”. Когда человек поворачивается за Христом, и понимает, что только Он – Спаситель, что только на этих путях наступает спасение для него, и для страны, и для его народа. “Ибо благодатью вы спасены через веру и сие не от вас, Божий дар”.

Множество грехов сидит в народе. Как символ этого – вот эти бесы, которых спрашивают: “Как имя тебе?”. Бывает эпизод из Евангелия: “бес глухой и немой, выйди из этого человека”. Другой говорит: “бес, связавший эту женщину, выйди из неё”. А здесь так много – легион. И вот, по-видимому, этот легион как-то соотносится с состоянием и народа российского на протяжении последних, где-то примерно, 150-ти лет. И заканчивается тем, что мы “Его творение, созданы во Христе Иисусе”, в Его воскресении, “на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”.

  В Священном Писании Ветхого Завета есть замечательные слова пророка Михея, я уже неоднократно их говорил. Надо просто обращать внимание и молиться, чтобы это и нам было дано, и нашим правителям. “Вот, человек, что ожидает от тебя Господь: чтобы ты поступал справедливо, любил дела милосердия, и в смиренномудрии ходил перед Богом твоим”. Будем об этом молиться.

Аминь.