протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 ноября 2012

Фонограмма


Еф., 2, 14-22.

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 

Лк., 8, 41-56.

41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,– и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нам наша Церковь предлагает чтение из Евангелия от Луки об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Нам важно это читать не только с точки зрения людей, живущих сейчас, в 21 веке, а подумать о том, как это слышалось людьми, живущими в то время, современниками Иисуса. Мы должны вспомнить, что тогда это был мир, где не было ни водопровода, ни канализации. Нужно вспомнить, что это был мир, в котором не было моющих средств, мыло было изобретено только в средние века. И поэтому в иудейском народе сложились особые правила гигиены, которые Бог повелел Моисею. Ну, по-видимому, какие-то добавлялись в этом русле уже человеческой изобретательностью, но, так или иначе, это были такие меры, которые действительно ограждали людей от всевозможных инфекций и всего прочего.

  Но это всё воспринималось не просто ещё как инфекция, микробы и так далее (про это ещё никто ничего не знал), а всякая болезнь считалась нечистотой. Считалась нечистота не просто в таком физическом смысле, а ритуальная нечистота. Человек, который болеет, он, значит, как-то провинился перед Богом, что-то с ним не так, и к нему даже нельзя прикасаться. И скажем, основными такими источниками нечистоты была женщина, у которой какие-то кровотечения не прекращались, и мёртвое тело. И прикосновение к ним делало человека нечистым, и целая была система ритуалов, чтобы от этой нечистоты освободиться, недели две очищений, и так далее.

  И вот мы видим, что Господь в этом коротком эпизоде дважды нарушает эти запреты о нечистоте. В первом Он как бы не виноват, женщина сама к Нему прикоснулась, Он этого не знал, она страдала кровотечением 12 лет, говорит евангелист, и никто не мог ей помочь. А второй – что прикоснулся к мёртвому телу. Это уже Он сознательно нарушает эту ритуальную чистоту Свою.

  И вот это нам важно увидеть глазами человека того времени, начала 1-го века. Иисус дважды нарушает заповедь о сохранении ритуальной чистоты и для Луки этот рассказ важен в том плане, что он хочет показать – кем же является Иисус. Он хочет показать нам, к чему это идёт, Его служение, что Он прикасается к нечистоте и исцеляет, освобождает её. Женщину – от её болезни, девочку избавляет от смерти.

  И далее это всё будет сводиться, как в фокусе, в последних сценах Голгофы и распятия между двумя разбойниками. Как бы заместительный характер этой жертвы Христа. Он причисляет Себя к разбойникам, причисляет Себя к тем, кто заслуживает такого наказания, собственно говоря, ко всем грешным людям, потому что по сравнению с тем, что нам дано, каждому из нас, и как мы свою жизнь прожили – мы именно такого наказания и заслуживаем. Как мы и в Символе веры поём: “Распятого за нас при Понтийском Пилате”. То есть распятого вместо нас, принявшего на Себя смерть как крайнее выражение зла и вообще всякой нечистоты. И вот Он, принимая эту скверну болезни и смерти, силой Своей любви превращает скверну в исцеление, превращает горе в радость, смерть превращает в жизнь.

  И для нас это имеет другое, как бы продолжающееся значение этих чудес, совершаемых Иисусом, что мы нуждаемся в прикосновении Иисуса к скверне наших земных проблем. Когда мы вводим евангельские ценности, евангельское видение, евангельский образ жизни в нашу жизнь. Когда мы приходим ко Христу с молитвой о всех наших проблемах, всей нашей нечистоте, и не только такой ритуальной, а вообще нечистоте нашей жизни, и мы нуждаемся в этом прикосновении Господа.

  И Он приветствует это наше прикосновение. Иногда людям кажется, что вот в метро нехорошо читать, скажем, Евангелие, или молитвы. Однажды слышал замечание – мол, это надо дома читать, на коленях, Евангелие, а вы тут в метро читаете. Но на самом деле, мы должны понимать, что именно это та святость, которая нами может привноситься в любое место нашей современной жизни. И Господь нам говорит: “Не бойтесь, дерзайте”. Но дерзать не в смысле греха, а дерзать в смысле прихода к Нему с этими нашими проблемами.

  Пусть Господь нас благословит, чтобы мы яснее и яснее это понимали, чтобы в нашей жизни более и более прибегали к Нему, чтобы ввести Его, ввести Его любовь, благодать в нашу повседневную, и вообще, в нашу человеческую жизнь.

Аминь.