протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
2 декабря 2012

Фонограмма


Еф., 5, 8-19.

8Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света,

9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что благоугодно Богу,

11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

 

Лк., 12, 16-21.

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшние евангельское и апостольское чтения содержат в себе два важных мотива: мотив обличения и мотив утешения. Эта притча, которая читалась сейчас, обычно называется “притча о безумном богаче”. О человеке, у которого был неожиданно богатый урожай, он решил построить новые житницы, туда всё сложить и сказать душе своей: “Душа! много богатства у тебя лежит, на многие годы: ешь, пей, веселись, ни о чём не задумывайся ”. И Господь ему говорит: “В эту же ночь у тебя душу твою возьмут”. Не говорится, как именно – то ли его убьют, как сейчас говорится, в связи с его профессиональной деятельностью, то ли он просто умрёт от инфаркта, или от тромбоэмболии, или от чего-нибудь ещё. Во всяком случае, жизнь его закончится и его такие грандиозные планы – они останутся без плода.

Знаменательно то, что эта притча помещается евангелистом в контекст наставления Господа, когда Он говорит об очень важных вещах: “Кто отвергнется Меня перед человеками, тот отвержен будет перед Ангелами Божиими”. Далее: “Приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить”. Казалось, такие серьёзные и важные вещи. И сразу идут такие слова: “Некто из народа сказал Ему: “Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения”. И рассказывает вот эту притчу о безумном богаче.

То есть, мы видим, Господь говорит о важных вещах: о том, как человек действительно, быть может, должен будет терпеть гонения, и отвечать за свои убеждения, твёрдо стоять за них, рискуя даже не только своим благополучием, но и жизнью. А один из слушателей, он всё это слушает, “да, да, конечно, всё хорошо, но вот брат имение не хочет поделить, вот как бы мне вот это выяснить? Дай-ка я вот это у Учителя попрошу, чтобы Он в этом помог”. То есть совершенно такая тема перпендикулярная тому, о чём говорит Господь. Поэтому и идёт вот эта притча.

Эта притча, она, конечно, очень нам понятна и созвучна нашему несправедливому времени, когда мы видим богатых людей, которые не просто за счёт того, что у них урожай богатый, что они успешны были в своей профессиональной деятельности, а по большей части за счёт того, что сейчас называется общим словом – коррупция. Когда за каждую справку надо что-то такое кому-то давать; в каждую больницу нужно что-то с собой нести; куда-то тебя не повезли, скорая или что – тоже надо что-то в кармане держать, чтобы дать, и прочая, прочая. Когда мы живём не по закону, а по понятиям.

И, вместе с тем, мы видим, что всё это стремление к богатству, оно, в общем-то, бессмысленно. Это действительно жизнь в объятиях тьмы. И апостольское послание, отрывок из послания к Ефесянам, говорит об этом же. “Не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, без веры, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света”. И говорится о том другом утешении, другом образе жизни. Кстати сказать, это нас избавляет от чувства зависти к богатым: “вот если бы у меня было то-то и то-то…”. Мы видим, что конец этого печальный, а вот нам Господь говорит: “Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды”. Я думаю, что за этим стоит то, что то утешение, которое человек получает, встречаясь с Господом, встречаясь вот с этим духовным миром, неизмеримо превосходит то утешение, которое человек может получить от богатства, потому что оно вечно, а утешение от богатства может в любую ночь прерваться.

И когда мы приходим в храм и слышим замечательные песнопения, архитектура, мы вроде к этому привыкаем. Но, с другой стороны, если это оценить с точки зрения прекрасной христианской культуры, которая нам помогает в этих возвышенных словах, от этого мира, наполненного несправедливостью и суетой, мысленно, и сердцем и душой переноситься вот в этот мир Божественного Духа. Как и говорит апостол, что “плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине”. Вот это насыщает человека, это доставляет ему великое утешение. “И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте”. Обличайте, не в смысле указывайте, что вот они такие сякие, а обличайте истинное значение всех этих вещей, и напротив, истинное значение того, чем мы обладаем.

Каждый из нас с такой лёгкостью может прийти в храм, открыть Евангелие, открыть какую-нибудь духовную книгу, сейчас всё это, слава Богу, есть, в противоположность, скажем, 37-му году или каким-то другим прошлым годам. Никто это не преследует, никто над этим не смеётся, наоборот, это открыто, и всё зависит только от нас – обратиться к этому богатству, которое вот! – лежит рядом с нами, только стоит протянуть руку.

И далее говорит апостол: “Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия”. Вот это и есть воля Божия, чтобы мы не завидовали богатству, которое приобретается неправедным путём, а потом сколько мук совести будет за это, а познавайте – что есть воля Божия, благая и совершенная.

И далее говорится о том, что “дорожите временем, потому что дни лукавы”. Время проходит очень быстро, и этот богач, он тоже думал, что он много лет проживёт, наслаждаясь своим богатством, ничего не делая, только радуясь и пируя, а на самом деле дни лукавы. В эту ночь он закончит своё существование.

Вот, я думаю, нам важно то, что говорит апостол и далее: “Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа”.

Аминь.