протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
9 декабря 2012

Фонограмма


Еф., 6, 10-17.

10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

 

 

Лк., 13, 10-17.

10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

У нас в притворе висит такой листочек, уже давно, а под ним маленькие листочки с тем же текстом, который называется кратко “Без любви” и многоточие. Без любви обязанности делают человека раздражительным, компетентность без любви – придирчивым, правда без любви – жестоким… Там перечисляется много человеческих качеств, и заканчивается: вера без любви – фанатиком. То есть тогда, когда человек на первое место ставит внешние религиозные правила, какие-то формальности, забывая, собственно, о человеке. Что, как Господь в другом месте говорит: “Не человек для субботы, а суббота для человека”.

  И вот сегодняшнее повествование об исцелении согбенной женщины как раз и представляет собою такую яркую иллюстрацию вот такого фанатизма. Господь не раз нарушал субботы именно из любви к человеку. Он приводил пример правил, которые были в субботу: можно было отвязать осла или вола, овцу, и вести поить в субботу, потому что понятно, что в течении суток животное должно попить. Или в другой раз Он говорил: “если у кого осёл или вол упадёт в яму, или овца, не тотчас ли вытащит его в субботу? Насколько же человек дороже овцы!”. И не следует ждать другого дня или прочего, а немедленно принести исцеление этой женщине, которая могла принять эту власть Божию и благодать Божию.

  И вот это для нашей жизни тоже очень важно, потому что нередко бывает так, что вера человека устремляется на внешние признаки, какие-то внешние знаки: так поставил свечку – не так, той рукой передал – не той передал, в брюках – не в брюках, косыночка – не косыночка. Конечно, правила нужны, всегда. И, конечно, какие-то религиозные правила тоже необходимы, они обустраивают нашу жизнь. Но когда стоит выбор между соблюдением правила и человеком – то всё-таки, конечно, всегда надо предпочесть человека, потому что они для человека.

  И апостольское чтение, отрывок из послания к Ефесянам, которое предваряло евангельское чтение, говорит нам о том же самом, хотя по внешности кажется, речь идёт о другом. О том, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной.

  Вот в этом эпизоде с согбенной женщиной, начальник синагоги упрекает пришедших людей, ну, косвенно, конечно, и Самого Иисуса, что Он нарушает субботу, что есть шесть дней в неделю, приходите в них исцеляться, а не в день субботний. И дело не в том, чтобы осудить этого человека, какой он плохой, может человек сам-то и хороший, но ему недостаёт любви. И вот вера его, может быть очень горячая, такая вера, и живёт он благочестиво, и соблюдает всё, и посты, и всё и всё… Но вот без любви его вера делает фанатиком.

  И вот всячески надо помнить об этом, что осуждать не его надо, а вот этот дух фанатизма, дух отсутствия любви, дух какой-то неправильной ориентации и неправильной расстановки приоритетов в нашей жизни. И как раз именно об этом и говорит апостол, что брань наша не против плоти и крови, а против вот этого самого духа. Когда мы видим вокруг всё: и стяжательство, взяточничество, коррупцию, и так далее, то это тоже дух поклонения золотому тельцу, поклонения богатству. Когда на первое место человек ставит престиж, похвастаться перед другими, какая у него дорогая машина, золотой мобильный телефон, и прочее, прочее, а не то – какой ценой всё это достигается; как много людей, для которых каждый рубль на счету. И поэтому люди забывают, уходят, и вот этот дух наживы, он именно делает людей жестокими, бездушными.

  И об этом и говорит апостол – “как этому противостоять?” Не человека осуждать, а самое вот это настроение, вот этот дух, который неправильно ориентирует человеческие силы. И поэтому говорит: “Примите всеоружие Божие. Станьте, препоясав чресла ваши истиною” – то есть, прежде всего самим быть в истине, тогда мы можем противостоять этому духу, чтобы он нас не захватывал тоже. “Облекшись в броню праведности” – то есть поступать праведно, не позволять себе каких-то поступков, которые действительно являются безнравственными. “Обув ноги в готовность благовествовать мир” – такой очень поэтический образ, то есть готовность говорить о мире, “блаженны миротворцы, которые нарекутся Сынами Божиими”. Готовность именно примирять там, где есть вражда. “А паче всего возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскалённые стрелы лукавого”. Щит веры, то есть всё время вспоминать – во что мы верим. Мы верим в Царство Божие, которое придёт; мы верим именно в конечную победу добра, хотя внешне, когда мы смотрим на окружающий мир, зло кажется всемогущим. “И шлем спасения возьмите” – что мы уже спасены, потому что Господь воскрес и победил зло на кресте. И, наконец, “и меч духовный, который есть Слово Божие”. То есть, все остальные оружия – оружия защиты, единственное оружие нападения – меч духовный, который есть Слово Божие.

  Апостол Павел писал это послание, находясь в темнице, в узах, за проповедь христианства. И он, видимо, наблюдая за воинами, которые его охраняли, все эти оружия воина переносил на духовные оружия и на духовную брань, которая нам всем постоянно предстоит.

  Давайте об этом с вами помнить, об этом евангельском чтении. И всегда чтобы у нас было сочетание, соединение – любви к Богу и любви к человеку.

Аминь.