протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
16 декабря 2012

Фонограмма


Кол., 1, 12-18.

12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано;

17и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

 

Лк., 18, 18-27.

18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшнее евангельское чтение о неком, часто называют богатом, юноше, который приходит к Иисусу и говорит, что всё он сделал, о чём говорил Закон, и что ещё надо сделать, чтобы спастись? И Господь говорит ему: “Продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и приходи, и следуй за Мной”. Юноша отошёл в печали, потому что имел большое имение. И Господь говорит: “Трудно войти богатому в Царствие Небесное. Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное”.

  Этот эпизод рассказывается во всех трёх евангелиях: Матфея, Марка и Луки, и только у Иоанна опускается. Очевидно, что он действительно имел место. И второе: для евангелиста он представляется очень важным, потому что, в сущности здесь ставится вопрос, один из самых главных в обыденной человеческой жизни – о богатстве, о материальном благополучии. И Господь говорит о том, что действительно вот это благополучие часто становится преградой между человеком и Богом. И этих мест немало в Священном Писании и Ветхого Завета, и Нового Завета. Господь говорит о том, что “никто не может служить двум господам, либо одного будет любить, другого ненавидеть, одному будет служить, а другому начнёт не радеть. Не можете служить Богу и богатству”.

  Точно так же человек не может служить медицине, будучи врачом, и думать о деньгах, потому что он будет думать не о том, какое лекарство дать, а какой избрать путь, чтобы больше из него денег выжать. Не сможет полицейский хорошо исполнять свои обязанности, если он будет смотреть только за тем, как бы с кого-нибудь побольше денег содрать, какое-нибудь дело, чтоб себе чего-нибудь получить. То же самое относится ко всем: к судьям, к чиновникам, и так далее, и так далее, и так далее.

  Понятно, что эта проблема возникла не сейчас, это было всегда. Апостол Павел говорит: “Сребролюбие – корень всех зол”. При этом не обязательно собственно богатство, а отношение к нему. Если человек действительно получил богатство, удачная какая-то операция, никого он не обманул, и так далее, наследство получил и прочее – как он его использует?

  Одна из воскресных притч была о безумном богаче, который говорит: “У-у-у! Столько богатства! Всё – скажу душе: пей, ешь, веселись на многие годы”. То есть человек думает не о том, чтобы это богатство использовать для того, чтобы принести какую-то пользу людям, сделать максимум добра, а только для себя. Или напротив – человек сравнительно не очень состоятельный, но он все силы и планы жизни тратит на то, чтобы построить дом, купить машину, достичь какого-то уровня, приобрести то и то, чтобы перед друзьями показаться более крутым и прочая, прочая. Понятно, что вот это становится препятствием между его жизнью, его сердцем и главным смыслом жизни – вхождением в понимание, в познавание Бога и жизни в соответствии с этим.

  И, собственно говоря, эта проблема, она всё время поднимается и в Ветхом Завете. И в Ветхом Завете то же самое было. Если мы читаем первые главы книги пророка Исайи, то как будто они написаны не три тысячи лет назад, а вчера. “Князья ваши – сообщники воров, столица была градом прекрасным, а стала местом кровопролития и несправедливости”.

  И вот сегодня Церковь вспоминает память пророка Божьего Софонии, он один из 12-ти малых пророков. Вчера уже отец Филипп на Всенощной в проповеди говорил о том, что эти дни перед Рождеством, многие из них, посвящаются воспоминанию, в частности, памяти пророков. Мы вспоминали пророка Аввакума вчера в субботу, сегодня пророка Софонию, песнопения поются соответствующие. Почему так? Потому что они говорили, прежде всего, о грядущем спасении, о грядущей победе добра над злом. Они не очень ясно видели, как это будет, но видели, что это произойдёт.

  Пророку Аввакуму принадлежат слова: “Праведный верою жив будет”. Верою во что? Верою в Бога, верою в окончательную победу добра. И следом за ним идёт пророк Софония, так в книге расположено. И вот он тоже говорит о том, что настолько нечестие в Иудее достигло разрушительного уровня, что Господь ему говорит: “Всё истреблю с лица земли, говорит Господь: Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь”.

  Понятно, что речь идёт о том, что как и при потопе, настолько развращён человеческий род, что весь мир погружается в хаос первобытный. И далее Он говорит о богатых людях: “И богатства их превратятся в добычу, и дома их – в запустение; они построят дома, а жить не будут в них, насадят виноградники, а вина из них пить не будут”. “Я стесню людей, и они будут ходить как слепые, потому что они согрешили против Господа, и размётана будет кровь их как прах. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнём ревности Его пожрана будет страна эта и земля”.

  И далее пророк Софония говорит о том, к кому же благоволит Господь. Конечно, мы всегда вспоминаем уже и слова Нагорной проповеди, которые поются всегда в начале литургии, вот вы сейчас их узнаете. “Ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне”. Конечно, это слова: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”, а не крутые и наглые.

  А самое главное, с чего начинаются заповеди блаженства – “блаженны нищие духом”. Это сложное слово, которое восходит именно к пророку Софонии – анавим, то есть вот эти бедняки Господни, люди, которые ради служения Господу, ради добра, помощи друг другу, отказываются от поставления целью жизни приобретение богатства. Потому что мы понимаем, как говорит народная мудрость: “Из трудов праведных не построишь палат каменных”. Понятно, что все эти роскошные дачи строятся не из праведных трудов.

  И вот для нас важно именно определить это своё место. Понимать, что надежда должна полагаться не на это. Что богатство, средства материальные все, должны быть не целью, а лишь средством для делания добра. Вот так строить свою жизнь. Если человек имеет какое-то имущество, большое или малое, важно, чтобы из этого была действительно помощь другим, а не безумный рост, который приводит буквально к гибели и людей, и народ, и так далее.

  Давайте об этом с вами помнить, и чтобы у нас была вот эта правильная ориентация по отношению к этой одной из главных проблем нашей человеческой жизни.

Аминь.