протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 декабря 2012

Фонограмма


Кол., 3, 12-16.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

 

Лк., 17, 12-19.

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении десяти прокажённых нам рассказывает о двух очень важных вещах. Первое (я начну с конца), о том, что благодарным за исцеление оказался только один из десяти. Ну, нам это понятно. Действительно, чувство благодарности, и вообще всякое хорошее, оно, конечно, реже, чем такое, посредственное. Но тут другое. Лука подчёркивает: “и тот был Самарянин”. Это подчёркивается второй раз в Евангелии от Луки. Первый раз в притче о милосердном Самарянине, когда люди той же национальности прошли мимо человека, а иноплеменник оказал ему помощь. И здесь тоже подчёркивается: “почему же только один возвратился, и тот был Самарянин?”. То есть, обращается внимание на то, что, проще, житейски говоря, что хорошие люди бывают среди самых разных национальностей, поэтому не нужно всех: “вот эти – такие, эти – такие”, и так далее.

  Вторая тема, ещё более важная – тема о благодарности. Неблагодарность – одно из самых печальных человеческих качеств. И наоборот, когда человек понимает, что всё, что он имеет, “за всё благодарите” – говорит апостол. То, что храм стоит, ничего не обрушилось, всё светит, тепло, и так далее – за это благодарим. То, что день наступил новый и ничего не случилось за ночь, или за минувшее 21 декабря, и так далее – тоже благодарим. Так что за всё благодарить! Не воспринимать это как естественно, само собой разумеющееся.

  Один из самых печальных примеров такой неблагодарности мне всегда вспоминается, и каждый год вспоминается, 9-го мая – неблагодарность за помощь союзников во время Великой Отечественной войны. Помощь была колоссальная! Я специально спрашивал участников войны, кто непосредственно на фронте был: “что вы ели”? – “Ну, какие-то собирали каши, картошки где-нибудь накопаешь в поле...” – “Ну правильно. А с чем?” – “Ну, тушёнку тогда откроешь, тушёнку туда бросишь американскую, вот это и ели”. Все говорили именно так. И мои ровесники помнят, что эта тушёнка везде стояла, яичный порошок, и прочее. Что бы мы делали без еды на фронте?

  Не говоря о том, что американцы поставили 22 тысячи самолётов, это только за половину 43-го года. 108 тысяч товарных вагонов, когда мы произвели всего 18 тысяч за все 4 года войны. Ну и многое, многое другое. Снаряды, машины были только “студебеккер” на фронте, американские грузовики. И многое, многое другое. Причём это было непросто. Сейчас говорят, что они из этого доход получали, пятое-десятое. Но гибло очень много людей. Северный транспорт, который шёл на Мурманск, там из десяти транспортных судов иногда до половины погибало из-за немецких подводных лодок. И, тем не менее, эта помощь всё время шла, она шла уже буквально с середины лета 41-го года. Один человек, которого я очень хорошо знал, участник войны тоже, он сейчас уже умер, он сказал: “Не знаю что там чего, но уже в октябре 41 года у нас ничего своего не было: американские галеты, американская тушёнка, американские патроны, ну и так далее”.

  И вот, во все годы празднования победы в 1945 году практически никогда не упоминалось с благодарностью об оказанной помощи. Что, конечно, говорит и о нашем состоянии. И самое главное, что благодарность устанавливает контакт между, в данном случае, человеком и Богом, между людьми. Когда мы благодарим человека, он понимает, что его усилия замечены, что-то нас соединяет. Когда этого нет, то контакт обрывается. Не случайно, те добрые очень отношения, которые были сразу после войны, 1945-46 год, я это ещё сам прекрасно помню, ничего плохого про Соединённые Штаты не говорили, а потом всё началось. Ну, понятно почему. Разные строи, стремление Сталина к мировому господству и так далее, всё это понятно. Но в дальнейшем, собственно говоря, после 90-го года, уже можно было бы вспомнить. Уже, так сказать, и там и здесь капитализм, почему ж не вспомнить – какую помощь замечательную оказывали? Без неё, многие военные начальники говорили, что мы бы не выиграли войны без этой помощи. Ну, если бы и выиграли, то, во всяком случае, жертвы были бы колоссальные, гораздо больше, чем те колоссальные, которые были.

  И, думаю, что вот это всё как-то приводит к такому печальному состоянию, потому что вот это недавнее скандальное решение насчёт запрета усыновления американцами наших сирот, оно показывает состояние нравственное обеих стран. В европейских странах нет детских домов, там очереди стоят за ещё не родившимися, не появившимися детьми. А у нас порядка 80–100 тысяч сирот в год. В 2011 году из 80 тысяч сирот, которые ждали усыновления, усыновили только 10 тысяч, потому что такие препоны административные, что это очень сложно преодолеть, такой замедленный процесс, потому что здесь коррупция, как и везде.

  И вот, конечно, это всё крайне печально. И очень странно слышать доводы против такого усыновления американцами, что они пополнят американскую армию, и всё такое. Полная нелепость, потому что они усыновляют инвалидов, они всё равно ни в какой армии служить не смогут. Удивительно то, что когда американцы усыновляют, и вообще там усыновление идёт не так, что родители выбирают, а наоборот, детям подбирают семьи, которые им более подойдут. Ну, в общем, всё это конечно печально. Я думаю, что это именно свидетельство нравственного состояния одной и другой страны.

  Поэтому будем об этом помнить, и в нашей жизни, извлекая уроки из тех исторических событий, которые вокруг нас, помнить – как важна нам благодарность. За всё. За всё, хотя бы про себя, если не вслух, то хотя бы про себя, но благодарить за всё.

Аминь.