протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 декабря 2012

Фонограмма


Кол.3,4-11

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

Лк.14,16-24

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Два воскресенья, после которых следует празднование Рождества Христова, посвящаются особым образом историческим персонажам, реальным людям истории Ветхого Завета. И одно из них, сегодняшнее воскресенье, называется Неделя праотец, то есть воскресенье, когда мы вспоминаем праотцев Авраама, Исаака, Иакова, пророков. А другое – святых отец, следующее воскресенье – когда будет читаться родословие Господа Иисуса Христа, первая половина первой главы Евангелия от Матфея. Помните: “Авррама родил Исаака, Исаак родил Иакова”, и так далее.

И вот в сегодняшнем евангельском чтении, в эту Неделю праотец, предлагается удивительно глубокая и многоплановая притча о званых на вечерю. Господь ее произносит, согласно повествованию Луки, в доме некоего фарисея, где, сотворив в субботу чудо над человеком, страдавшем водяной болезнью, которое очень не одобряли присутствующие там, поскольку это было в день субботний. Господь укоряет их: “Разве не следует в день субботний вытаскивать вола или осла, который упал в яму? Тем более человек может получить исцеление в субботу”. Затем следует наставление, как Господь смотрит, как выбирали первые места и говорит: “Не выбирай первое место, чтобы не пришел кто важнее тебя, а выбирай лучше последнее, чтобы хозяин сказал тебе: “Друг, сядь выше”. И будет тебе честь перед сидящими с тобою”.

И на этом фоне один из присутствующих говорит Ему о том, что “блажен тот, кто вкусит пиршества в Царствии Небесном”. И Господь на это отвечает, как бы на его намек на то, что празднование – это такой замечательный прообраз будущей радости. И Господь рассказывает эту притчу о человеке, который сделал богатый пир, ну и дальше содержание вы сейчас слышали. И вот, званые на пир стали отказываться подряд, нашлись какие-то всякие дела. И Господь, хозяин пира, тогда посылает: “приведи сюда слепых, хромых, увечных, чтобы пир наполнился возлежащими”. Что и было сделано.

Понятно, что, прежде всего, речь идет о том, что Церковь напоминает, что вот эти призывы праотцев, призывы святых пророков всегда народом отвергались. К сожалению, пророки всегда были гонимы, а вот лжепророков всегда приветствовали, потому что они говорили приятное людям. А пророки никогда не ласкали слух народа, никогда не льстили ему, а, наоборот, обличали. Мы знаем, что всякое обличение оно, конечно, всегда людям неприятно и они предпочитают как-то оправдаться, сказать “он сам такой”, и что-то в этом роде… Всё это мы прекрасно знаем. И, тем не менее, именно это воспоминание. Потому что, действительно, с празднованием Рождества Христова и последующими событиями евангельской истории связана эта трагедия, что народ, избранный Богом, которого Бог готовил Себе – не узнал времени своего посещения и пришедшего Мессию в большинстве своем отверг.

Конечно, возникает этот вопрос не только у нас с вами, не сейчас, он стоял перед апостолом Павлом, и он определенно говорил, вероятно после многих трудных размышлений, молитв, что отвержение Израиля произошло до времени, пока не вошло полное число язычников (Рим.11). А в итоге весь Израиль спасется. Если ты, не будучи природной ветвью, привился к лозе, тем более те природные ветви привьются, даже если они отломились. Они отломились неверием, а ты держишься верою, поэтому не гордись, но бойся. То есть, предупреждение против всякого христианского антисемитизма и антисемитизма вообще. Это такой первый план этой сегодняшней притчи, сегодняшней Недели.

Второй план, конечно, те слова Господа, когда Он говорит: “когда делаешь пир, то не зови соседей богатых, родных, и прочее, чтобы и они когда тебя не позвали, и ты получишь вознаграждение уже здесь, в этой жизни. А зови нищих, бедных, и тебе воздастся в Царствии Небесном”. И после этого вот эта притча, где хозяин зовет этих самых бедных, нищих, хромых, слепых, и так далее, и пир наполняется возлежащими. И мы тоже прекрасно видим, как именно это ожидается от Церкви сегодня, чтобы Она звала вот этих хромых, немощных, и так далее, и, слава Богу, у нас находится множество братьев и сестер в нашем храме, в соседнем храме отца Владимира, где, действительно кормление бездомных проводится в среду и пятницу. Действительно, приходит много людей, до 600 человек, и чем холоднее, тем больше приходит. Это понятно. Так что, слава Богу, что как-то мы пытаемся, и приход в этом участвует если не физически, то через ваши пожертвования. Слава Богу!

Но здесь есть еще и другой аспект. На протяжении минувшего года, вот сейчас подводят все итоги, что было хорошего, что было плохого в этом году, разные журналисты высказываются, и так далее... И вот, довольно общее настроение минувшего года во всех этих наших СМИ и прочее – осуждение недостойных священнослужителей Церкви, и вообще Церковь проявляет Себя не лучшим образом. Не все, конечно, но многие. И, к сожалению, во многих случаях это правда. И это многих повергает в уныние, и даже людей заставляет некоторых делать выбор отворачиваться, уходить из Церкви. Некоторые это даже декларируют, что вот я был, да, в Церкви, и вот я ухожу. К счастью или нет, но вот из нашего храма таких двое людей есть, но они вообще-то сами говорят, что они уже лет пять не были в церкви, так что, так сказать, периферийные люди. Но всё равно, конечно, это жалко и печально.

А жалко вот почему. Мне кажется, что эта сегодняшняя притча еще имеет вот такой аспект. Когда Господь говорит, что званые – все богатые, разумные – они не пришли. Это мне напоминает другие слова Господа, когда Он говорит: “Отче, благодарю Тебя, что Ты призвал не мудрых и разумных, а открыл это младенцам; ей, Господи! ибо таково было Твое благоволение” (Мф. 11) . То есть, открыл простым людям, немудрящим, и их призвал в Свою Церковь, их призвал к вере в Сына Твоего. И апостол Павел говорит в 1-ом послании к Коринфянам: “Посмотрите кто вы, призванные: много ли среди вас мудрых, благородных, богатых? Нет. Но Бог немудрое избрал, чтоб посрамить мудрое, и ничего не значащее, чтобы посрамить значащее”(1 Кор. 1). И вот когда мы это сопоставим с сегодняшней притчей, то мы тоже можем сказать, что, действительно, ведь в храм приходит много людей именно с какими-то проблемами, с какими-то трудностями. Ну, конечно, не только. Приходят люди образованные, вполне успешные, но по большей части все-таки вот так. Число людей с проблемами, конечно, в церквях наверное больше, чем в среднем по стране. Это совершенно понятно. Но это естественно, что Господь призывает вот этих самых немощных, хромых, слепых, и так далее (не только в физическом смысле), призывает именно в Свою Церковь. И поэтому неудивительно, что среди даже служителей есть и такие люди, которые не справляются с какими-то своими человеческими слабостями, устремлениями, и так далее. И это надо понимать, что мы, придя на этот пир, мы не должны сетовать, что вот рядом со мной какой-то пришел и сел совсем не тот, а к Хозяину мы пришли пира, к Тому, Кто звал нас на эту Свою вечерю замечательную. Как говорит Иоанн Златоуст в своем замечательном пасхальном слове: “придите все, насладитесь пиром веры!”.

Что мешает нам сейчас прийти наслаждаться этим пиром веры? Слава Богу, храмы открыты, открываются еще, программа “200 храмов” есть по Москве, которую многие осуждают. Слава Богу, продаются книги – никогда за 1000 лет истории России не было такой свободной возможности приобретать такое огромное количество богословских книг всевозможных, всех форматов, видов, и так далее, иллюстрации и прочее. Я уже не говорю о Священном Писании. И новый перевод появился, пожалуйста – читайте, и так, и так. Хочешь прочитать на английском языке – купи на английском. На французском, испанском – пожалуйста, всё есть. Значит всё зависит только от нас! И поэтому, придя на этот пир, наверное, неправильно будет, если мы будем коситься на тех, кто пришел какой-то не тот, которого мы ожидали – хромой, слепой, и так далее. Поэтому, думаю, что прежде всего в этом должно быть наше основное устремление.

Конечно, вокруг нас совершается много печальных событий: жестокий приговор девушкам-хулиганкам из Пусси Райт, можно было ограничиться 15-ю сутками; вот это жестокое решение о сиротах, и прочее – всё это нас не должно повергать в уныние. Вот это самое печальное. Конечно, когда мы судим о каких-то событиях, то тоже мы судим прежде всего о поступке. А кто за этим стоит – Господь говорит: “Мне отмщение, Я воздам”. Вот об этом нам всегда следует помнить. И поэтому Святейший Патриарх Кирилл (собрание было в минувшую пятницу епархиальное города Москвы), он закончил большой цитатой из апостола Павла, основная мысль которой была: “Смотрите, чтобы кто не воздавал кому злом за зло; но всегда доброе ищите, и к близким по вере и ко всем”(1 Фес. 5). Так что перед нами открыт этот путь вот такой христианской жизни, ничто сейчас ему не препятствует. Конечно, всегда есть препятствия, раньше были политические, сейчас экономические, но мир лежит во зле. Всегда это зло имеет те или иные причины, но важно, в то же время, видеть эту особенность нашего времени, когда в России, пожалуй, никогда еще не было таких благоприятных, так скажем, несколько принижая, возможностей быть христианином. Давайте с вами об этом помнить и помнить вот эти наставления: “А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших” – вот, актуально тоже – “не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его”.

Аминь.