протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 января 2012

Фонограмма


Евр.11,9-10,17-23,32-40.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

Мф.1,1-25.

1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшний воскресный день называется Неделя перед Рождеством, и Церковь празднует память святых отец, то есть тех, кто был по плоти предшественниками Господа Иисуса Христа, Его отца – Иосифа, дается его родословная, и она целиком усвояется всем детям, которые от такого человека будут, в данном случае приемный фактически его сын (Иосиф был только обручен с Марией, они не были фактически мужем и женой), но всё его родословие, всё его так сказать духовное наследие, всё оно передается тому, кого он называет и даёт ему имя. Когда отец даёт имя родившемуся ребенку, это означает, что он принял его как своего сына и все так сказать богатства, все достоинства предшествующих родов, они все принадлежат, усваиваются этому рожденному ребеночку.

Сегодняшние апостольское и евангельское чтения как бы добавляют друг друга. В апостольском чтении мы слышим о героях веры Ветхого Завета, начиная от Авраама, который действительно оставляет свою страну, оставляет свой род, идёт в землю, о которой ничего не знает, – куда Господь ему укажет. Почему? Потому что Господь сказал ему: “Пойди в эту землю, и Я произведу от тебя великий народ, и в тебе благословятся все племена земные”. Это очень важное обетование, потому что речь шла не просто о том, что Господь через Авраама благословит его род, его родственников, так сказать, такой национальный Бог, национальная какая-то привилегия, заслуга – а все племена земные! “И будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающих  прокляну”. То есть Господь обещает всяческое содействие. Авраам пошёл и далее рассказывается об Исааке, его сыне, об Иакове, его внуке, и об их потомках. Рассказывается о том, что люди, для которых действительно это обетование, обещание, что через них получат благо все народы Земли – для них было самым главным в их жизни. И, действительно, упоминаются имена таких героев веры как Моисей, Давид, Самуил, Иеффай, Самсон, и других-других, о которых мы можем много читать интересного в книгах Ветхого Завета.

А вот родословие – 1-ая глава Евангелия от Матфея – которая читалась, которая с непривычки, конечно, может показаться чем-то скучным и не очень понятно – зачем… Но когда мы начинаем это понимать, то для нас тоже это приобретает большое богословское и духовное значение. Перечисляются все роды от Авраама до Иосифа, названного отца Иисуса. Там говорится о том, что 14 родов – это символика. Семь – священное число, три раза по четырнадцать, и так далее. Сейчас мы в это углубляться не будем. Тут важно другое – что перечисляются имена людей, среди которых были самые разные люди. Люди, которые в своей жизни может быть имели какую-то одну маленькую черточку, которая их приобщила к избранному народу, а были люди, которые целиком посвятили свою жизнь Богу, и которые, и те и другие, они боролись за эту правду Божию, боролись за это обетование, чтобы обещанное пришло. Они были проводниками Божьего благословения не только к своему народу, но и ко всем народам Земли.

И вот, в отличие от перечисления и упоминания героев веры Ветхого Завета, здесь люди самые разные. Есть люди вообще не Иудеи по происхождению. Когда упоминается Рахав, блудница к тому же иерихонская – она становится в это родословие. Она была хананеянка. Есть Руфь – моавитянка – тоже другой совершенно народ. Упоминается бывшая за Урией, то есть Вирсавия, которую Давид фактически отнял у своего военачальника, и сделал своей женой. Она была хеттеянка, то есть другого совсем народа. И понятно, что для Матфея здесь как бы два смысла вот этого перечисления. Во-первых – то, что это исполнение обетования, данного Аврааму, через народ. А второе – что в эту цепочку мужчин и женщин, в эту цепочку поколений включаются и грешные, и праведные, и святые – они все представляют собой как бы единое человечество, которое и пришел спасти Господь Иисус.

И конечно, важно прежде всего понять – а какое значение это имеет для нас, сегодня. Потому что на самом деле мы тоже включаемся в эту же цепочку поколений. Мы тоже – говорит нам Писание – дети Авраама по вере, коль скоро мы поверили тому Богу и тому Мессии, который открылся Аврааму, был ему обещан и пришел – то мы тоже дети Авраама именно по вере. И спасаемся не исполнением предписаний, внешних правил и законов, а спасаемся именно верою и любовью к Богу-Отцу и к Сыну – Слову воплотившемуся, Которое посылается для нашего спасения от греха.

И куда же эта цепочка ведет нас с вами? Про ветхозаветных праведников понятно – она вела к Иисусу, к Его рождению. А для нас? Подумаем – о чем проповедует Иисус главным образом? Что является главной темой Его проповеди? Очень просто – Царствие Божие. Царствие Божие – какое-то новое бытие, о котором говорит Священное Писание: “новое небо и новая земля”, на которой будет господствовать правда. И вот в это воскресение мертвых войдут люди, которые слушают Слово Божие и хранят Его. И это призыв к каждому из нас, через нас тоже это слово, эта истина будет приходить в последующие поколения – нашим детям, внукам, друзьям, соседям, может быть, людям других вер и национальностей, которые увидят эту нашу веру и мы посеем в них семя истинного прихода к Богу. То есть нам тоже важно быть вот этими звеньями в этой вечной цепочке, которая устремлена к своей цели – к Царствию Божию. Давайте об этом с вами помнить. И неслучайно Господь заключает с нами еще один Завет, Союз. Мы Ему нужны. Мы – Его союзники, мы – Его соработники в этой длинной цепи поколений. И когда мы горюем о том, что то не так, это не так вокруг нас – мы должны вспомнить, а как давно было дано это обетование Аврааму? Сколько прошло лет? Четыре тысячи лет. Четыре тысячи лет, несмотря на сопротивление людей жить по своей воле, а не по Божьей воле, стремление к эгоизму, наслаждению, богатству, власти, и так далее. Тем не менее вот эта линия Божия – праведности и святости и пребывания с Богом – она пробивалась, проходила через всё это. Вот так и мы тоже призваны продолжать вот эту линию, направленную в Царствие Небесное, направленную в вечность. Пусть Господь благословит нас в этом новом году, чтобы мы осознавали величие той задачи, к решению и проведению которой до ее цели призван каждый из нас.

Аминь.