протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 января 2012

Фонограмма


Гал., 1, 11-19.

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,– я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Мф., 2, 13-23.

13Когда же они отошли,– се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,– се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшний день в церковном календаре называется “отдание Рождества Христова”, то есть день, когда мы уже прощаемся с этим праздником, и когда уже переходим к празднованию других событий. На предстоящей неделе будет праздник Крещения Господня, а в промежутке – время так называемых святок, святых дней, когда и нет поста в среду и пятницу, когда мы посвящаем время празднику, посвящаем время общению друг с другом, стараясь так, чтобы эти дни были для нас максимально мирными, радостными днями общения и днями молитвы.

  И вот мы видим, что в этот день прощания с праздником читается Евангелие о печальных событиях, которые сразу следуют за великой радостью прихода в мир воплотившегося Слова Бога. Когда царь, беспокоясь о своём престоле, лелеет планы уничтожить этого родившегося нового Царя-Младенца, но волхвы получают весть во сне, и возвращаются иным путём. И узнав об этом, Ирод отдаёт жестокий приказ избить всех детей в Вифлееме от двух лет и ниже по тому времени, которое он узнал от волхвов. В предании хранится цифра 14 тысяч младенцев, но, наверное, 14 тысяч там не было, но во всяком случае такие жестокие приказы они были вполне в русле того времени. Так что здесь это всё вполне звучит достоверно.

  И Иосиф, память которого тоже сегодня празднуется, получает во сне весть от Ангела – уйти с Младенцем и Матерью, потому что царь ищет души Младенца, ищет убить Его. И вот поразительно, что он настолько человек послушный воле Божией, настолько чуткий, не стал дожидаться утра, тут же ночью встал, взял Марию, Младенца Христа, и с ними ушёл в Египет. Обычное место, куда бежали из Иудеи. В Египте тогда ещё начиная с пятого-четвертого века была большая еврейская община, так что там даже был сделан перевод Библии на греческий язык. Так что это тоже всё звучит вполне достоверно.

  И был там до того времени, как вскоре этот царь, который так беспокоился за свой престол, закончил свою земную жизнь. И тогда Иосиф берёт Младенца, возвращается снова, и, услышав, что вместо Ирода в Иудее царствует его сын Архелай, идёт на север, в Галилею, в более безопасное, спокойное место, и там поселяется со своим семейством.

  И вот мы видим, почему же так – прощаясь с праздником, мы вспоминаем такие печальные события? Нам Евангелие и Церковь, предлагающая сегодняшнее чтение, ещё раз подчёркивает, что Бог приходит в жестокий мир, который живёт по своим законам, который не хочет знать Бога, не хочет знать милосердия. И как бы символом вот этой жестокости и в этот момент, и в последующие (вспоминаем Бориса Годунова) – расправа с детьми.

  Это удивительно, как это совпадает с сегодняшним протестом против этого странного закона о запрещении усыновления сирот, совпадает именно вот с этим чтением и с этим воспоминанием. И мы видим, что вот это отношение к детям, оно всегда является как бы символом жестокости. Понятно, что какие-то другие дела Ирод тоже совершал, он свою жену убил, несколько детей своих, подозревая их в каком-то бунте, в замысле против него; но вот именно это осталось за ним так, что даже вошло в историю, в трагедию Бориса Годунова, и так далее. Так что понятно, что отношение к детям, оно является как бы такой лакмусовой бумажкой вообще состояния общества, состояния государства.

  И, тем не менее, Господь спасает. Планы Господа всё равно осуществляются благодаря чудесному вмешательству, когда Иосиф предупреждён, когда он покидает Израиль, какое-то время пребывает в Египте, потом опять возвращается, и так далее. То есть, планы Божии невозможно уничтожить человеческими силами. Как говорится, “немощное Божие”, – как скажет позже апостол Павел, – “сильнее человеческого”.

  Так что и в наше время мы надеемся на то, что сила любви и добра не может быть уничтожена вот этой жестокостью. И кстати, как раз вот в эти дни нам предложил один активист заботы о детских домах: если кто может брать детей в семью только на 1-2 дня в неделю, в месяц даже, с тем чтобы у детей были такие взрослые друзья, открывался какой-то другой мир взрослых. Там в притворе есть объявление на эту тему, есть телефон, так что тоже можно, кто желает, хотя бы несколько человек из прихода, поддержать эту инициативу и этим детям доставить радость жизни вне детского дома, хотя бы на 1-2 дня в месяц.

  И эту важность небольших усилий напоминает такая средневековая легенда. Хотя я её много раз рассказывал, но повторю ещё раз, она мне очень нравится. Повествует она о том, что отдаётся приказ убить детей, Иосиф ночью встаёт, вместе с Марией бежит из Назарета, и уходит на какое-то расстояние. Видит, что холодно, плохо, он решает остановиться в какой-то небольшой пещере. И там они находят на ночь приют. А в пещере, кроме прочего, живёт маленький паучок, которому так Младенец этот понравился, он чувствует, что им холодно. И чтобы сделать что-то небольшое для них, он паутинкой ткёт вход в пещеру, чтобы как-то тоже согреть это святое семейство. Настаёт утро, слышаться тяжёлые шаги римских солдат, которые по окрестностям разыскивают младенцев, чтобы их убить. И уже поднимаются: “А, вот там ещё! Пойди, загляни в эту пещеру!” Солдат поднимается вверх, видит паутину и такие блёстки на паутинке, утренней росы. И говорит: “О, тут никого нет, вон, даже паутина висит”. И не заглянул, и ушёл. То есть благодаря этому маленькому чуду, паучок сделал то, что он мог, семейство оказалось спасённым. И этим объясняется, почему на рождественскую ёлку мы вешаем вот эти блестящие нити, как воспоминание об этом маленьком чуде.

  Конечно, это легенда, но очень трогательная, и она несёт в себе очень важную мысль о том, что иногда очень маленькое усилие, какое-то очень маленькое дело оказывается спасительным для чего-то очень важного.

  Давайте об этом с вами помнить. Помнить, что вот эта Благая Весть приходит в жестокий мир, но эта жестокость побеждается, если хотя бы маленькое движение любви, хотя бы от кого-то одного, или от многих тем более. Пусть Господь нас благословит, чтобы мы с этим вошли в этот год, живя в этом мире, где за деньги всё и покупается, и продаётся, где это становится основным божеством, к сожалению, большинства нашего общества окружающего. Но будем этому противостоять этой Божией любовью, которую принёс Спаситель в наш мир.

Аминь.