протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
20 января 2012

Фонограмма


Еф., 4, 7-13.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А "восшел" что' означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

 

Мф., 4, 12-17.

12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

  13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день двумя обозначается названиями: первое – неделя, то есть воскресение после Богоявления, после праздника Крещения Господня; и второе название этого дня как дня, следующего сразу после Богоявления, после праздника - собор Иоанна Предтечи, то есть Крестителя Господня.

И вот мы сегодня вспоминаем тот момент, когда Иоанн как бы передаёт эстафету своего служения Господу Иисусу Христу. Знаком было то, что он был схвачен стражей Ирода за его обличения. Иоан нобличал Ирода за то, что он женился на жене своего брата, что вызвало там войны и прочее. И такой нечестивый пример для народа, и был осажен в темницу, и для Иисуса стало ясно, что настало время Его служения.

И дальше евангелист Матфей, который часто приводит свидетельства из Ветхого завета, пророчества, которые подтверждают и говорят о сути служения Господа Иисуса Христа, говорит, что “Народ, сидящий во тьме и тени смертной, увидел свет великий”. И действительно, Господь о Себе говорит: “Я - свет миру!”

И далее Он начинает свою проповедь, своё служение в общем-то, вроде теми же самыми словами, которые слышал народ от Иоанна Крестителя: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие”. Царствие Божие, его также Библия говорит - Царство Небесное, потому что иудеи предпочитали избегать частого повторения имя Божия, и употребляли другое слово – Царствие Небесное. То есть по сути это синонимы.

И почему Господь говорит об этом покаянии? Речь идёт не просто о личной жизни человека. Мы должны себе для того, чтобы в полной мере понять природу служения Господа, важно не только для тех дней, которые были 2000 лет назад, но и для наших дней. Когда мы вспомним ту историческую обстановку, в которой это всё происходило: Иудея, Палестина, часть Римской империи, захвачена ещё где-то лет за 30 до этого римлянами, ненавистное языческое правление, что вызывало, ну то, что мы бы сказали – национально-освободительная борьба, терроризм и прочее. И все мечтали о том, что вот-вот наконец придёт Царь - Спаситель, Мессия, который возглавит Израиль, прогонит этих самых ненавистных римлян, в общем-то силой оружия, и восстановит царство от моря и до моря.

И Иисус действительно как бы оправдывал отчасти это ожидание. Действительно совершает чудеса, действительно исцеляет больных, действительно замечательно проповедует, всё! Но при всём том, чем дальше, тем больше народ видел, что его ожидания могущественного царя, который силой прогонит римлян, как бы не оправдываются. Иисус говорит совсем о другом. Он говорит о преображении внутреннем, а не о сопротивлении той или иной форме государственной власти. Потому что, по сути дела, это сопротивление тьме, но силами той же тьмы. Те же убийства и бесчинства, но силами таких же убийств, бесчинств и так далее. И вот это не было понято. И народ почему и отрёкся от Иисуса, когда Он вошёл в Иерусалим. Вроде торжественно встретил, всё, а потом видит Его избитого, Пилат, вроде всё не его, “распни Его и дай нам Варавву”. Варавва был разбойником, террористом, совершившим убийство, бунт в городе и так далее. Народ предпочёл вот этого, так сказать,  мужественного революционера этому странному Царю Иудейскому.

И на самом деле мы видим что вот то, что Господь говорит, ученики показывают Ему здания храма, здания города, смотри, какие величественные здания, стены, всё, Он говорит: “Не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено”. Почему? Потому, что народ положил своё основание спасения не на том. Ожидали сопротивления силы, ожидали свержения, ожидали войны, и вот тогда-то после неё всё будет хорошо. Ничего подобного. Мы знаем, что вслед за одной тиранией приходит другая тирания, часто лучше, часто хуже, но всё одно и то же. И действительно, спасение, Он и есть спаситель, тот свет, который Он принёс - преображение сердца каждого человека.

Когда человек избирает свои жизненные пути не потому, что вот наверху власти так делают, и я так буду, я ничем ни хуже. Они там, ну я там поменьше, ну всё равно буду там примерно в том же русле идти... и так далее. А Господь говорит не об этом, Он говорит – изменение сердца, изменение то, которое и приносит Он своей жизнью, и своей смертью, и воскресением. Прощение. Прощение и противостояние злу не силой, не насилием, а противостояние, как скажет позже апостол Павел, сформулирует это так ещё более ясно: “Не будьте побеждены злом, а побеждайте зло добром”.

Конечно, здесь нередко возникают сомнения – а как же апостол Павел говорит, что нет власти, которая не от Бога. Конечно, сам принцип власти, порядок, противоположный анархии, безвластию, он есть принцип Божественного, некоего построения. Но с самого начала утверждения монархии пророк Самуил говорит Саулу, что “Тогда только царство твоё устоит, если ты будешь следовать заповедям и закону Божьему. Если ты их будешь нарушать, то отринется от тебя царство”. И действительно, вся история подтверждает эти слова.

И вот для нас важно понимать, что противостояние всякой неправде начинается с сердца каждого человека. Каждого человека, когда он идёт именно путём Христа. Он и есть тот Спаситель, Свет Миру. Это не значит, что мы должны зло называть добром. Как апостол скажет позже: “Не поступайте по делам бесплодной тьмы, но и обличайте”. Обличайте не в том смысле, что ходите пальцем указывайте то не так, это не этак, а выносите это на свет Христа, на свет Его проповедей, на свет Его евангельской любви. И тогда ясно, какое то или иное дело хорошо оно или плохо. И не поступайте по делам бесплодной тьмы.

Вот давайте об этом с вами помнить. И это очень непросто на самом деле – жить по Евангелию. Это очень непросто - прощать других и любить своих врагов. Потому что мы привыкли любить то, что нам нравится. А тем не менее, Господь призывает к другому: “Как Отец небесный проливает дождь на праведных и неправедных, и солнце светит на не благодатных и злых, так и вы будьте подобны Отцу вашему”.

Вот давайте помнить о том, что Господь даёт очень трудную такую задачу. В начале года мы встречаем этот праздник Богоявления. Праздник, когда свет пришёл в мир и воссиял сидящим во тьме. Чтобы этот свет начиная с нас, с каждого из нас, который приходит в Храм, который считает себя христианином, чтобы действительно светил в его жизни. И тогда будет меняться ситуация в мире.

Аминь.