протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 января 2012

Фонограмма


Кол., 3, 12-16.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

 

Лк., 18, 18-27.

18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение предлагает нам историю богатого человека, благочестивого, который готов был пойти за Христом, стать Его учеником, но это богатство стало препятствием к этому. История эта, видимо, настолько ярко врезалась в память тех людей, которые окружали Господа, учеников, что она содержится во всех синоптических Евангелиях, то есть в трёх Евангелиях - от Матфея, Марка и от Луки. В Евангелии от Иоанна её нет видимо потому, что уже Иоанн считал, что раз трижды рассказали об этом, нет уже необходимости.

И действительно, мы видим историю человека, который был благочестив, готов был пойти за Христом, стать Его учеником. “Что ещё не хватает, чтобы мне прийти в Царствие Божие?”  И Господь сказал: “Оставь, продай всё. И приди, и следуй за Мной”. И это оказалось для него очень трудным.

И вот это обычное понимание этого места заключается в том, что этим богатством могут быть не обязательно материальные блага какие-то, а вообще всякое, что становится преградой между человеком и Господом. Часто это неприятие родителями христианской веры или наоборот. Словом, много таких преград существует. И действительно, мы видим что люди, которые оставляют всё, приносят необычайные, замечательные плоды.

И как раз празднование сегодня святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, прекрасная к тому историческая иллюстрация. Когда она оставляет свою страну, оставляет свой налаженный быт, и идёт в эту соседнюю страну, Грузию, которую полюбила, потому что её там родственница или няня были из Грузии, и стала действительно жить там, занимаясь самой простой работой. Но Господь дал ей дар исцелений, и совершая эти дары исцеления, даря любовь к людям, она действительно становится просветительницей, апостолом целой страны. Так что Церковь её именует равноапостольной.

Но мне хотелось сказать ещё и о другом. Что мы видим, как в жизни мы нередко сетуем на то, что нам не хватает того, другого, вот квартира там не та, дача не та, и вообще, машина не та, нету состояния, вот если было бы, вот тогда бы я, значит, уже гораздо больше сделал. Забываем о том, что действительно, это всё может стать преградой, а не помощью, для самого главного – для вхождения в Царство Божие.

Отец Александр Мень в своей последней книге из домашних бесед, “Радость служения”, он даёт замечательное определение, что такое Царствие Божие. Он говорит: ”Это тогда, когда Бог царствует в нашем сердце”. Вот тогда Царство Божие наступает. И действительно, блаженство, счастье и так далее, при внешних, может быть, очень скромных или даже бедственных обстоятельствах.

И вот размышляя об этом эпизоде и о тех наших нередких сетованиях, что вот нам того-то и того-то не хватает, если бы было, то было бы всё в порядке, я вспомнил двух людей, которые дают яркий пример противоположного. Первый из них – отец Александр Мень, память которого мы вспоминали 22 января на этой неделе. Там, в семхозе, отец Виктор Григоренко, его племянник, сделал замечательную выставку юношеских рисунков отца Александра, фигурки, которые там из глины лепил, когда его самого портрет лепили буквально на ходу, за 10-15 минут, так вот, никаких фантазий. И они замечательно пластичны, замечательно красивы, замечательные движения, как бы характер. Он хорошо усвоил уроки своего учителя рисования Ватагина, известного художника. Он вёл детскую такую студию небольшую. В каждом животном стремился передать как бы душу его, не просто там форму, рога, копыта, и прочее, а передать самую душу животного, и получалось, действительно, вот рисунок становился живым. И также скульптурные портреты. То есть необычайно ясно виден такой художественный талант отца Александра Меня кроме прочих многих других талантов, прежде всего таланта замечательного пастыря.

А ведь вырос он в очень скромных условиях. Семья жила в обычной советской коммуналке, где там ещё был пяток комнат. 18 метров, небольшая комната, там папа, мама, двое сыновей, тётушка, которая там всё время была практически, 5 человек в этой комнатке. Всё очень скромно, маленький столик, отгороженный там, и прочее, прочее. И тем не менее, вот вырастает такой замечательный человек. Конечно, большую роль сыграло то, что и тётушка и мама окружали с детства его необычайной любовью, вниманием. Они сами были горячо верующими людьми и с детства смогли передать будущему отцу Александру вот эту веру, так что уже в 4 года первые написанные им слова были “Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром”. Сам карандашиком написал.

Так что видно, как хорошие условия, не материальные, а условия любви, внимания, как они дают такие прекрасные плоды. И как важно родителям помнить, у кого есть дети, внуки, как важна для ребенка прежде всего эта атмосфера любви. Не обязательно какой то роскоши и прочего. Я знаю очень богатые семьи, где дети были абсолютно несчастны, именно потому что между родителями там рознь, что всё внимание папа там на заработки и так далее; и дети абсолютно несчастны, то есть хуже не придумаешь.

И другой замечательный пример тоже человека, который вырос в общем то, в бедной совершенно стране и жила в бедной стране – мать Тереза Калькуттская. Она из Албании родом, из бедной семьи, рано стала монахиней, уехала в Индию. Там где-то лет до 30-ти жила просто в таком небогатом монастыре, и потом вдруг решила идти помогать, почувствовала призыв к вот этим бесконечным несчастным людям, наполняющим собой улицы Калькутты и других городов Индии. И Бог такую удивительную дал ей власть, мудрость, обаяние, принятие всеми людьми, что она действительно совершала какие-то чудеса. К ней примыкало множество сестёр, молодых девушек из Индии, из других стран, которые действительно ехали, им доверяли, им жертвовали деньги, всё… Почему? Потому что доверяли. Потому что знали, что они деньги на себя не потратят. Сейчас множество всяких благотворительных организаций пытается собрать деньги, но часто доверие к ним довольно слабое.

И вот мать Тереза явила удивительные чудеса такой вот проповеди, апостольства, и она утверждала, что именно в этом женское служение. Совершенно не обязательно женщине стремиться стать священниками, непочатый край работы каждой сестре открывается. И действительно, она смогла даже приезжать в Советский Союз, через все эти наши таможни, препоны и так далее, и здесь организовала замечательный дом для престарелых (сейчас его там разрушили бульдозером, часть его). Но тогда это было, конечно, совершенно удивительно.

И Господь давал необычайную мудрость, и так, что она на какие-то трудности, вопросы, отвечала совершенно потрясающим образом. Однажды её спрашивает корреспондент: “Мать Тереза, скажите, вот какие сейчас есть у церкви проблемы? Можете сказать? Какие должны быть перемены в Церкви?” – “Очень простые перемены – Вы и Я, вот объект перемен”. Когда её спрашивали: “Мать Тереза, ну вот вы там всё это делаете, но ведь это капля в море, эти бедные, всё равно их число на земле не изменится…” Она говорит: “Я прекрасно понимаю, что всё, что мы делаем, это капля в океане. Но если я этого делать не буду, то океан оскудеет вот на эту самую маленькую каплю”.

Другой корреспондент её спрашивает: ”Мать Тереза, вам уже 75 лет, уже конец жизни близок, после вас ведь всё это разрушится, останется то же самое”. Она говорит: “Ну почему же разрушится? Вот вы согласны с тем, что я делаю?” – “Ну конечно, всё очень хорошо”. “Ну хорошо, я на себя смотрю очень просто, я всего лишь маленькая капелька, которая отражается в солнце Божией любви. И если вы согласны с этим, тоже будете мне помогать, нас будет две капельки. У вас же жена есть?” – “Есть жена” – “Вот расскажите ей об этом, может она тоже согласится нам помогать, нас будет три капельки. А дети есть у вас?” – “Да, у меня трое детей” – “Ну вот детям скажите, нас будет шесть капелек. Вот видите, как всё будет хорошо”.

Причём эти ответы были совершенно спонтанными, без всякой подготовки, то есть настолько в сердце жил Господь, что вот мгновенно точный, яркий, замечательный, мудрый и часто остроумный ответ.

Вот пример того, когда люди жили в очень скромных условиях, никаких не было богатств, было всё как у всех. Но всё дело решалось не этим богатством, а внутренним наполнением. То, что Господь и сказал – “Невозможное человекам, возможно Богу”. Который действует через этих людей, которые готовы оставить всё, или почти, во всяком случае, всё и идти за Христом в своей Жизни.

Аминь.