протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 февраля 2013

Фонограмма


Тим., 1, 15-17.

15Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

16Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

17Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

 

Лк., 18, 35-43.

35Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

38Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

 Период между Рождеством и Пасхой можно назвать временем, когда Церковь нам напоминает о земной жизни Господа и о том, для чего Он приходит в этот мир. Только недавно мы праздновали приход Христа, мы говорили о том зле мира, которое старалось противостоять и уничтожить Его, Спасителя мира. Как Господь спасает его, проводит через все эти трудности, и как Господь выходит на проповедь, как бы отождествляя Себя с каждым человеком грешным, проходя те же самые воды Иордана. Но не для того, чтобы омыть Себя от греха, которых у Него нет, а для того, чтобы принять на Себя вот эти воды, эту всю тяжесть грехов человечества, которое кается и приходит к Богу, освобождаясь от всякого зла, которое живёт в его сердце.

 И вот церковь в это время нас начинает уже готовить к следующему и самому главному событию, для которого Господь пришёл в этот мир. А пришёл для того, чтобы очистить его от греха. Очистить не наказанием, не страхом, а очистить собственной жертвой, жертвой, которая совершается на Голгофе в дни Пасхи. И вот к этому событию, изменившему всю историю мира и жизнь каждого человека, нас Церковь уже и готовит, в эти воскресные дни.

 И вот сегодняшнее чтение, оно важно для нас кроме сюжета, и тем указанием, где это происходило. Он подходит к Иерихону, то есть по пути к Иерусалиму. Оттуда Он будет подниматься в Иерусалим, там в Иерихоне встретит Он мытаря Закхея, которого исцелит от его духовных проблем и от его жадности и скаредности. И здесь, подходя к Иерихону, Он говорит ученикам (этого нет в этом тексте, который сегодня читался, но как раз это предшествует этой истории об исцелении слепого), говорит о том, что “Мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий будет предан в руки язычников, жестоких, безжалостных. Его распнут, убьют, и в третий день воскреснет.

 Ученики не понимали, о чём идёт речь, они понимали, что какая-то метафора, что будут какие-то трудности, но в конце концов они преодолеют, и всё будет хорошо. А Иисус говорил об этих вещах совершенно буквально, что именно так оно и будет. Ученики идут за ним, доверяют, но пока не видят и не понимают.

 И вот входит Он в этот Иерихон и Лука рассказывает эту историю, как бы показывая нам, как часто бывает так, что люди, вроде немощные, слабые, и тем не менее они становятся на этот путь доверия через ту любовь, которую оказывает им Господь. Вот там сидит слепец, он слышит, что народ, шум какой-то, спрашивает, “Что это?” Ему говорят – “Вот Иисус из Назарета идёт”. И уже как-то этому человеку было открыто, что это не просто один из многих учителей, хороших, добрых и так далее, а что это действительно Спаситель мира, обещанный Мессия. И один из титулов Мессии – Сын Давида.

 Как мы знаем из пророчества пророка Нафана, сказано Давидом, знаем это из пророчества Исайи, “Дева во чреве примет и родит сына”. Мы знаем из той благой вести, которую принёс архангел Гавриил Деве Марии, что “Дарует твоему сыну престол Давида, отца Его. И будет царствие в доме Иакова во веки”.

 И вот всё это, как неким сгустком входит в сердце слепца, он понимает, что вот сейчас и пришёл вот этот Мессия, Сын Давидов, и поэтому кричит, чтобы быть услышанным среди этого народа. Господь спрашивает его: “Что ты хочешь?” И он говорит самое главное – “Чтобы мне прозреть”. Конечно, это самое большое и почти непредставимое, но тем не менее, Господь совершает это чудо. По его вере, говоря: “Вера твоя спасла тебя“.

 И он встал, прозрел, и пошёл за Иисусом. Это тоже не случайное слово, он не просто так, как ему непонятно было, что ему делать, и он пошёл за Иисусом. Нет. Для евангелиста это всегда именно знак поворота, обращения, он становится Его учеником. О дальнейшей истории нам Евангелие не рассказывает, потому что оно рассказывает о самом Иисусе, но во всяком случае говорит о том, что пошёл за Ним и весь народ славил Бога.

 И вот коротенькое чтение из послания к Тимофею, тоже заканчивается вот этими замечательными словами. Когда апостол говорит о том, что “Христос пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый”. Вот это замечательное место в послании, которое, между прочим, как раз прямо цитируется молитвой перед святым Причащением: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз”. От них же первый есть я. Это именно вот эти слова апостола Павла.

 И далее говорит: “Для того и помиловал, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение”. Долготерпение – пример тем, которые будут веровать в Него в жизни вечной. Вот пример этого долготерпения, обращение апостола Павла и пример этой милости, этой славы Божией – исцеление сегодняшнего вот этого слепого. И далее вот это прославление, которое вырывается из сердца народа, который был свидетелем этого чуда. И тоже самое Павел говорит о себе непрестанно: “Царю же веков нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь”.

 Это замечательное чтение, которое нам как раз и говорит об этом деле, которое и пришёл совершить Иисус, указать для людей путь этого спасения, на который каждый призван вступить именно по вере. С этого всё начинается – доверие, которое нас призвано расти и шириться. Конечно, бывают минуты, эпизоды какие-то, периоды в жизни, когда мы как бы утрачиваем вот это доверие, но вновь и вновь возвращаемся к нему. Возвращаемся не по каким-то фактам, а по выбору сердца. Вот это самое главное в нашей жизни – вера и любовь ко Христу.

 Когда в прощальной беседе уже воскресший Господь говорит с Петром, то главное, что спрашивает – “Любишь ли Меня?” И вот поэтому в нашем сердце тоже прежде всего вот это должно загореться – огонёк любви к Господу. Об этом мы всё время должны спрашивать, это в себе возгревать, вспоминая Господа, вспоминая все евангельские эпизоды, вспоминая мудрость, любовь к людям, прощение. И вот чтобы это вызывало в нас любовь, потому что когда будет эта любовь, то всё будет преображаться.

Аминь.