протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 февраля 2013

Фонограмма


2 Кор., 6,16-7,1.

16Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Глава 7

1Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

 

Мф., 15, 21-28.

21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день уже 21 год назад стал для нашей Церкви, для нашей страны очень важным днём, когда было нашей Церковью принято решение в этот день установить память новомучеников и исповедников Российских. То есть память всех тех, кто стали бесчисленными жертвами невиданных в истории гонений на Церковь и на христиан. Конечно, мы понимаем, что одновременно с этим шло уничтожение тысяч, сотен тысяч и других ни в чём неповинных людей, но мы говорим в частности о тех, кто пострадал за веру.

  И, конечно, гонения за веру и просто репрессии и террор, не соединялись вот в этом противостоянии человека Божественному строению жизни, стремлении устроить жизнь так, как представляется правильным человеку. То, с чего началось грехопадение человека в раю, когда человек предпочитает сам решать, что хорошо, что плохо, и чем это кончается – такая самая яркая и страшная историческая иллюстрация.

  Но в этом году это совпало с назначенным чтением об исцелении Хананеянки. И как нередко бывает, казалось бы разные места Евангелия тем не менее сочетаются между собой не потому, что мы это притягиваем как-то искусственно, а потому что Евангелие всё говорит об одном – что это радостная весть о спасении человека от духовной смерти. Спасение, которое ему дарует Бог, которое не сам человек находит, а обретает именно тогда, когда он слушает Бога и следует за Ним.

  И вот первое чтение такое очень странное для поверхностного внимания. Исцеление дочери Хананеянки. Простая женщина Хананейская, язычница, просит Господа, чтобы исцелил дочь. Иисус говорит ей слова, которые нам могут показаться, и справедливо, очень жёсткими: “Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам”. Но женщина отвечает неожиданно смиренно и скромно: ”Да, Господи, это конечно так, но ведь и псы”,– точнее перевод – щенята,– “тоже подбирают что-то под столом у своих хозяев”.

  Вообще через всю Библию красной нитью проходят эти слова, неоднократно повторяемые, что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Как часто именно гордость человека, каких-то организаций, даже целых народов, оказывается губительной для них. Гордость умного и образованного человека делает глупым просто потому, что он не хочет замечать ничего вокруг себя, не хочет видеть своих ошибок, не хочет видеть более правильных путей в решении тех или иных вопросов.

  И вот это одна из тех иллюстраций, которые показывают, что смирение этой Хананеянки приводит к этому великому чуду – исцелению её дочери. И в Евангелии, по крайней мере, три места есть именно о том, что Господь приветствует вот это смирение язычников. Исцеление слуги сотника, когда сотник говорил: “Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, скажи только слово и исцелеет слуга мой”. И Господь с удивлением и радостью говорит, что “и в Израиле не нашёл Я такой веры”. И много других мест можно привести. Во всяком случае, всё это иллюстрации того, что когда смиряется человек и понимает, что истина приходит не от его обычаев, не от его традиций, а истина приходит от Бога, Который открылся народу Израильскому.

  В беседе с Самарянкой Господь говорит: “Мы знаем, чему кланяемся, а вы не знаете. Потому что спасение пришло от Иудеев”. Не Иудеев, как людей, как народа, а от Иудеев, которые приняли слово Божие. Как апостол Павел говорит: “Великое преимущество быть Иудеем. Наипаче в том, что им вверено Слово Божие”, которое они пронесли, донесли до нас. Когда люди пытаются, деятели культуры говорить: “Вот, у нас были всякие берестяные рукописи, когда-то ещё написанные, какая-то была великая культура” – по большей части это мифы и фантазии, но вселяют в людей такую гордыню, что христианство – это что-то такое нам ненужное, наносное, мы были ещё лучше. То же самое, что Адам говорил: “Я хочу получше знать, чем Бог мне говорит”.

  И вот когда эта гордыня начинает возобладать в той или иной стране, то страны те терпят крушение. В России, к сожалению, в XIX веке, как точно говорил Николай Лесков: “Россия крещена, но не просвещена”. Люди не только не читали Евангелие, но даже не считали нужным этого делать. Перевод был сделан только уже в последней трети XIX века. И то многими, даже священнослужителями, всячески оберегавшими свой народ от чтения Евангелия, он практически был изолирован. И только уже начиная где-то перед революцией, в протестантских кругах, эти Евангелия начали читать.

  Но сейчас вот как раз такое время, когда наш Патриарх всё время об этом говорит: что необходимо следовать именно евангельским принципам, о необходимости изучения Евангелия прихожанами, даже в кружках, группах. Впервые об этом говорится, и это правильно, потому что это и есть вот та истина, которая является руководящей. Проверять себя по Евангелию. В сегодняшнем послании об архиерейском соборе эта мысль тоже будет подчёркнута ещё раз.

  И вот случилось так, что на протяжении XIX века Церковь фактически молчала о Евангелии. Были обычаи, были праздники, были исповеди, молитвы, красивые песнопения и прочее, но само христианство и Евангелие оставалось в привилегии только образованных классов. И не случайно вся русская литература XIX века – она вся евангельская. Даже несмотря на то, что Толстой отошёл от Церкви в начале XX века, конечно, его замечательные книги, лучшие из них, проникнуты евангельским духом. Не говоря уже о Достоевском.

  И вот когда сейчас говорят о единстве народов, о воспитании, основах православной культуры, думаю, что самое замечательное православное воспитание – это хорошее изучение русской литературы XIX века. Именно она созидала ту нравственную основу, которая, однако, была воспринята односторонне, в отрыве от Церкви. И лучшие люди России, начиная где-то с середины XIX века, полагали что да, необходимо служение, жертвенное служение народу (фактически была похищена, присвоена эта идея), но без Церкви, но без вашего там Евангелия, без Христа, это всё мифы. Да, служение народу хорошо, но мы сами знаем, как это делать.

  И получается так, что, по слову одного человека – воцарился безбожный человек. С самыми лучшими намерениями идеалы гуманизма оказались абсолютно опрокинутыми, когда власть пришла в руки вот этих гуманистов. Когда любые средства стали возможны благодаря цели. Когда цель оправдывает средства. Этого не может быть, это конечно глубокая ложь, потому что средства и цель должны быть неразрывно связаны между собою. Нельзя достичь хороших целей плохими средствами. К сожалению, это всё произошло и дало такие страшные гонения не со стороны чужеземцев, чужестранцев, а со стороны своего собственного народа.

  И нам важно отдавать память вот этому. Нам важно понять, что страна наша нуждается прежде всего в покаянии. Покаянии, которое не наступило ещё до сих пор. Перечисляют, и фильмы показывают, и данные приводят. Нет! Как говорит поэт – “Тьмы горьких истин нам дороже нас возвышающий обман”. Гордыня, мифология, уже о событиях XX века, заслоняют горькую правду. Так что поэтому нам важно понимать, что все эти гонения – они нормальны и неизбежны, потому что отчаянно сопротивляется языческая человеческая гордыня Божьей правде.

  Один из стихов сегодняшнего дня, который воспевался как бы в подтверждение именно памяти новомучеников – “Бог нам прибежище и сила”. И когда мы размышляем об этом, мы должны вспоминать слова Христа и послание апостола Павла о том, что преследование не только доставляет страдания, не только заставляет мучиться людей и горевать о том, что близкие их предают, но и даёт необычайную близость с Богом, близость со Христом, Который тоже страдал от человеческого зла. И когда мы читаем строки: “Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?(Рим 8.31-32). Всего – то есть полноты, жизни, счастья, смысла. И далее говорит: “Кто отлучит нас от любви Божией?”

  Самое большое, в чём нуждается человек – это любовь. И когда он для себя открывает любовь Божию, то он действительно обретает то, что Церковь называет святостью. Мне очень нравится формулировка – кто такой святой? Святой – который открыл для себя любовь Божию и помогает другим открывать её для себя. Когда эта любовь Божия захватывает сердце человека, то тогда действительно его невозможно от нее разлучить. “Кто отлучит от любви Божией: скорбь или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано”. И ничто не может отлучить от этой любви, если только человек действительно её для себя открыл и ею живёт.

Аминь.