протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 февраля 2013

Фонограмма


1 Тим., 4, 9-15.

9Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11Проповедуй сие и учи.

12Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

 

Лк., 19, 1-10.

1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение об обращении мытаря Закхея – первое из воскресений, которые нас будут готовить ко времени Великого Поста. Это одна из самых живых сценок, которые мы читаем в Евангелии. Очень живо представляем себе, как по улицам этого древнего города Иерихона идёт Иисус с учениками, толпа окружает. И вот маленький человечек, пожилой, начальник мытарей. Мытарь – сборщик податей. Знаете, что в Израиле в то время это была очень презренная профессия, потому что понятно, что они собирали подать в пользу оккупационных властей, то есть были такими коллаборационистами. А он не просто один из них, а начальник, и обирал, следовательно, не только, так сказать, народ, но обирал и тех людей, которые у него были под началом, потому что очень трудно человеку, когда рядом проходят какие-то деньги, всем этим не запачкаться. Бывает, но редко.

  И вот у этого человека была, быть может, всего одна такая положительная черта, за которую Господь его мог, так сказать, зацепить. Он, видимо, был человек любопытный достаточно, и когда видел, слышал об Иисусе, что Он идёт, маленького роста, и не может увидеть – и залезает на дерево. И Господь его заметил и пришёл к нему в дом.

  И вот таково было обаяние личности Господа, что этот человек сразу обратился, такая радость наполнила его сердце от присутствия Иисуса из Назарета. Он, конечно, ещё не отдавал себе отчёт, что Он – Сын Божий, Единосущный Отцу, то, что в Символе веры замечательно изложено, такие вот замечательные предметы нашей веры, которые указывают нам какие-то очень важные духовные сущности в такой прекрасной поэтической и богословской форме.

  Конечно, всего этого Закхей не знал. Но обаяние личности Христа было таково, что он сразу увидел свою жизнь в свете Божией правды, Божией истины. И сразу сердце его повернулось и он обратился от всех этих злых дел, и, как и положено в иудаизме, не просто покаялся, а сразу решил принести какие-то исправления в то, что он сделал неправильно. “Половину имения раздам нищим, а если кого чем обидел – воздам вчетверо”. И Господь сказал: “Ныне пришло спасение дому сему”.

  Как раз незадолго перед этим текстом 19-ой главы Луки, в середине предшествующей, 18-ой главы, рассказывается о другом человеке. Тоже человек богатый, благочестивый, подходит к Иисусу: “Что делать, чтобы спастись?” Господь ему перечисляет – заповеди знаешь? Соблюди. Не убивай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, и так далее. Он говорит: “Всё это я сохранил от юности, чего недостаёт мне?” Тогда Господь ему говорит, помните: “Продай имение, раздай нищим и приходи и следуй за Мной, и будешь иметь сокровище на небесах”. И он уходит, потому что у него было большое имение.

  Вот, это очень частый такой приём Луки, когда он сопоставляет праведника: богатый человек, праведный, все заповеди соблюдает, но – ушёл. Всё-таки то, что Господь предлагает расстаться с богатством, его не устраивает. И отошёл от Него. А тут наоборот, человек грешный, которому Господь даже ещё ничего этого не говорил, просто пришёл в дом, он вдруг понимает, что его богатство – всё это зло, половина не нужно, раздать надо всё это. Обращение происходит вот этого грешника, мытаря. И Господь говорит: “Потому что и он сын Авраама”. Вот такая замечательная любовь исходила из сердца Господа, что человек грешный, и любой человек всё это сразу видел. Апостолы оставляли всё и шли за Господом.

  Вспоминаются мне два эпизода, как люди говорили о своём восприятии Христа. Один из них – Надежда Яковлевна Мандельштам. Она говорила часто людям, которые приходили к ним, у нее было много знакомых писателей, и удивлялись, что Надежда Яковлевна человек не только верующий, но и церковный. И она говорила, задавала такой риторический вопрос: “Знаете, что меня убеждает в истинности Христа, что Он действительно Сын Божий, а не просто человек?” – “Что, Надежда Яковлевна?” И она сама отвечала: “Чудо Четвероевангелия. Невозможно, чтобы четыре непрофессиональных литератора написали четыре шедевра, если за этим не было бы вот этой потрясающей личности Христа”.

  А другой, как раз вчера наша прихожанка прочитала замечательную лекцию о тайне личности человека в творчестве Достоевского. И напомнила известные слова Достоевского о Христе, что “в мире нет ничего прекрасней, красивей, лучше, добрее, чем Господь Иисус Христос”. И потом помните такое парадоксальное высказывание, когда Он говорит: “Даже если бы мне доказали, что истина не во Христе, а в чем-то другом, то я предпочёл бы быть не с истиной, а быть со Христом”.

  Но мы то знаем, что Господь сказал: “Я есть путь, истина и жизнь”. Будем об этом помнить и раскрывать своё сердце навстречу этому пути, этой истине и этой жизни.

Аминь.